Архив статей журнала
В статье рассматриваются каналы советско-китайского кинематографического сотрудничества в 1950-е гг. Как и в других отраслях народного хозяйства, в киноиндустрии советские специалисты оказали помощь китайским коллегам в восстановлении работы после образования КНР. Были установлены профессиональные контакты, сложился механизм взаимодействия, которое проходило в форме совместных съёмок документальных, художественных, научно-познавательных фильмов, взаимных обменов фильмами и кинохроникой, проведения фестивалей и дней кино, делегационных обменов. Китай сумел в кратчайшие сроки наладить кинопроизводство и влиться в мировой кинопроцесс.
СССР и КНР связывала общая идеологическая платформа и понимание роли кино в качестве важнейшего инструмента пропаганды и просвещения народа. Кинематограф помогал советским и китайским зрителям знакомиться с историей и современной жизнью двух стран, углублять взаимопонимание и дружеские отношения, что, несомненно, благоприятно отражалось на межгосударственных связях. Однако под влиянием политических факторов к концу 1950-х гг. сотрудничество начало сворачиваться и в 1962 г. прекратилось.
В зарубежной историографии внешней политики Китая доминируют работы американских учёных. Такое положение сложилось не сразу, и тому есть несколько причин. Во-первых, поражение Чан Кайши и победа китайских коммунистов были восприняты властями США как «потеря Китая». Ответственность за неё была не в последнюю очередь возложена на американских китаеведов, нередко оказывавших Гоминьдану консультационные услуги. Кроме того, у американцев, включая чиновников и учёных-китаеведов, до начала 1970-х гг. отсутствовали непосредственные контакты с гражданами КНР. Первые такие контакты появились в 1971–1972 гг., в том числе у некоторых журналистов (в контексте визита Р. Никсона в КНР в феврале 1972 г.) и малочисленных китаеведов (например, Джона Фэрбэнка в 1972 г., принятого Чжоу Эньлаем). После установления с 1 января 1979 г. дипотношений между США и КНР американские китаеведы получили полноценный доступ к стране изучения, количество и качество китаеведческих работ стало расти в геометрической прогрессии. В статье рассмотрены основные труды, принадлежащие наиболее известным специалистам по внешней политике КНР. Можно констатировать, что вплоть до президентства Д. Трампа в США относились к КНР и её внешней политике преимущественно позитивно, и лишь позднее возобладала точка зрения о нарастании противоречий между Пекином и Вашингтоном.
Статья посвящена анализу современных проблем в отношениях между КНР и США в сфере экономического и гуманитарного сотрудничества. Основные тенденции, которыми характеризуется взаимодействие двух стран в этих областях, рассматриваются как конкретные проявления противоположных стратегических целей Китая и США. Прослеживается взаимосвязь между политическими стратегиями Пекина и Вашингтона, определяющая их действия в отношении друг друга, в том числе учитываются «два политических кластера» (“policy clusters”/“packages”) как основные парадигмы, регулирующие внешнеполитический курс КНР на американском направлении. Проводится сравнительный анализ таких экономических показателей, как объём китайско-американского товарооборота, объём взаимного экспорта и импорта и их научно-технологическая составляющая, а также объём прямых инвестиций между странами за последние годы с учётом влияния «торговой войны» и пандемии COVID-19. Анализируются причины снижения роли «мягкой силы» США и Китая в сфере гуманитарного сотрудничества, и прослеживается динамика интенсивности двусторонних академических обменов и туристических потоков, ослабления взаимодействия стран в области кинематографа и сокращения числа действующих в США Институтов Конфуция. Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на стагнацию связей в экономической и гуманитарных областях, Китай и США по-прежнему связаны сетью комплексной взаимозависимости по многим аспектам экономики и общества в целом, что будет обуславливать стабильность их взаимодействия в тех областях, где сотрудничество представляется наиболее выгодным.