Архив статей журнала
Новосибирские острова — один из самых удаленных и труднодоступных районов Российской Арктики, в связи с чем их открытие и первоначальное изучение заняло около 300 лет. На протяжении десятков тысячелетий позднего плейстоцена эта территория была частью области осушенного арктического шельфа, часть которого еще существовала около 9000 л. н. В определенном смысле это была Земля Санникова каменного века. В 1914 г. последним из крупных островов архипелага был открыт о. Жохова, 50 лет спустя на нем были обнаружены археологические материалы. Жоховская стоянка, изученная в 1989–1990 и 2000–2005 гг., является одним из самых северных археологических памятников мира. Присутствие человека на Жоховской стоянке приходится на интервал 8300–7750 14С л. н., а наиболее интенсивное заселение имело место 8050–7900 14С л. н., или ~9000 календарных л. н. Раскопками доставлена уникальная коллекция, включающая в себя массовый материал, документирующий микропризматическую технологию расщепления камня, шлифованные орудия, изделия из недолговечных материалов (различные костеподобные материалы и дерево), в том числе охотничье снаряжение, домашнюю утварь, плетеные и берестяные изделия, а также детали нарт. Кости животных, обнаруженные при раскопках, почти исключительно принадлежат белому медведю и северному оленю. В реконструированном годовом хозяйственном цикле жоховцев в зимний период важнейшую роль играла охота на белого медведя. Системное использование этого опасного зверя в пищу является уникальной охотничьей специализацией, а его массовые остатки не могут рассматриваться как свидетельство медвежьего культа. Установлено, что жоховские охотники широко применяли собачьи упряжки и, таким образом, использовали наземную транспортную систему, которая является важнейшей инновацией рубежа плейстоцена-голоцена. Условия Жоховской стоянки 9000 л. н. были вполне комфортными для арктических регионов. Важнейшей чертой среды обитания жителей Жоховской стоянки были открытые ландшафты, которые давали неограниченные возможности для передвижения, особенно зимой и весной, и тем самым создавали условия для эффективного перемещения людей, предметов/материалов, знаний и генов на значительные расстояния.