Архив статей журнала
Актуальность. Высококвалифицированные медицинские кадры Службы медицины катастроф (СМК) являются ее главным ресурсом, способным многократно повысить эффективность деятельности. Актуальность подготовки врачей-специалистов СМК в медицинских вузах обусловлена сложными специфическими условиями решения задач, возложенными на них полномочиями, постоянной готовностью к оказанию пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС) экстренной медицинской помощи. В рамках модернизации медицинского образования в соответствии с новыми законодательными актами России подготовка врачей СМК, являясь одной из важных государственных задач, остается высоковостребованной.
Цель – изучение опыта подготовки врачебных кадров в системе высшего образования по специальностям, актуальным для СМК, и выявление проблемных вопросов их обучения в медицинских вузах России.
Методология. Проведен анализ нормативных правовых актов России и данных открытых научных источников, характеризующих состояние подготовки врачебных кадров СМК. По результатам анализа проведена систематизация полученных данных, сформулированы ключевые позиции и выводы. Результаты и их анализ. Существующие образовательные программы не уделяют достаточного внимания практической подготовке медицинских специалистов для работы в системе СМК, назрела необходимость разработки и утверждения Минздравом России единой образовательной программы по дисциплине «Медицина катастроф». Выявлена потребность законодательного закрепления специальности «Медицина катастроф» с разработкой образовательного стандарта и программы обучения по специальности. Также необходимыми являются разработка более эффективных методов подготовки обучающихся, внедрение объективных способов оценки их знаний и качества освоения практических навыков, дальнейшее продолжение активного сотрудничества и взаимодействия кафедр медицины катастроф с различными структурами СМК.
Заключение. Подготовка врачей-специалистов в системе высшего образования для работы в СМК на сегодняшний день не является оптимальной. Реализация выявленных проблемных вопросов подготовки врачебных кадров СМК в медицинских вузах может стать основой повышения уровня и эффективности медицинского обеспечения населения, пострадавшего в ЧС.
Введение. Руководящая роль в решении поставленных задач по медицинскому обеспечению граждан в период их подготовки к военной службе принадлежит призывной комиссии субъекта России.
Цель – провести анализ работы призывной комиссии субъекта России на примере Оренбургской области по контролю качества медицинского освидетельствования призывников.
Методология. Проанализированы отчетные и учетные документы центра военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Оренбургской области за период с 2012 по 2021 г.
Результаты и их анализ. В анализируемый период за 10 лет число призывников в Оренбургской области уменьшилось на 11,6 %. Однако количество граждан, годных к военной службе (категории годности «А» + «Б»), оставалось относительно стабильным, например, в 2012 г. их было 14,1 тыс. человек, а в 2021 г. – 14,8 тыс. (за исключением 2013 г. и 2014 г., когда число призывников, годных к военной службе, уменьшилось и оказалось 12,5 тыс. и 12,9 тыс. соответственно). Отношение количества граждан, которые могли быть отправлены на военную службу, к количеству реально отправленных на военную службу является показателем изъятия призывного ресурса. Показатель изъятия призывного ресурса имел минимальное значение в 2020 г. – 26,7 %, а максимальное значение в 2013 г. – 38,8 %. За исследуемый период времени на сборный пункт области было направлено 47,5 тыс. граждан для отправки в войска. После проведения медицинского осмотра 1793 (3,8 %) призывника возвращены как неправильно призванные на военную службу. В первые 3 мес. прохождения военной службы по состоянию здоровья с формулировкой «общее заболевание» уволены 29 (0,06 %) военнослужащих. Получили отсрочку либо освобождение от призыва на военную службу (категории годности к военной службы «В», «Г», «Д») 52,2 тыс. граждан, из них 28,2 тыс. (54,1 %) вызывались на контрольное медицинское освидетельствование. Признаны годными к военной службе (категории годности «А» + «Б») 2536 граждан, что составило 10,1 % от количества прибывших.
Заключение. От четкой и слаженной работы призывной комиссии области зависят своевременное проведение медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительные мероприятия с призывной молодежью. В связи с решением Президента России об увеличении численности Вооруженных сил России необходимо добиться повышения призывного ресурса.
Актуальность. Медицинское обеспечение вахтовых работников всегда сопряжено со значительными трудностями, что обусловлено специфическим характером их работы, особенностями размещения и питания, частыми переездами от мест проживания к местам ведения трудовой деятельности. Но в условиях Арктики, характеризующейся долгой зимой с экстремально низкими температурами воздуха, сильными ветрами и полярной ночью, коротким холодным летом с пасмурной и дождливой погодой, оказание медицинской помощи вахтовым работникам представляет собой крайне сложную проблему, для решения которой необходимо применение апробированных ранее и новых подходов, использующихся в организации здравоохранения и чрезвычайных ситуациях.
Цель – анализ опыта организации оказания медицинской помощи вахтовым работникам, занятым на реализации крупного строительного проекта в Арктической зоне России.
Методология. Предметом исследования являлось медицинское обеспечение работников, участвующих в строительстве комплекса по производству сжиженного природного газа в Арктической зоне России. Работы на проекте осуществлялись вахтовым методом, работники проживали в общежитиях на территории временных жилых комплексов, питались в общих столовых. Оценку эффективности мероприятий медицинского обеспечения вахтовых работников проводили с использованием методов сопоставления, экспертных оценок и математико-статистического анализа.
Результаты и их анализ. Представлены результаты ретроспективного анализа мероприятий по организации оказания медицинской помощи вахтовым работникам крупного строительного проекта, реализуемого в Арктической зоне России. Для руководства и контроля за медицинским обеспечением работников на проекте создана и эффективно функционирует служба медицинской безопасности генерального подрядчика, осуществляющая деятельность в двух основных направлениях: организация оказания медицинской помощи собственным сотрудникам и осуществление контроля за организацией медицинского обеспечения работников подрядных организаций, работающих на строительных площадках. Все виды обязательных медицинских осмотров и освидетельствований вахтовых работников проводятся до их прибытия на строительные площадки. Для оказания медицинской помощи вахтовым работникам создана внутренняя медицинская инфраструктура, в состав которой входят пункты оказания первой помощи, здравпункты, санитарный транспорт, а также медицинский персонал, включающий врачей и фельдшеров. При необходимости оказания специализированной медицинской помощи проводится плановая и экстренная медицинская, в том числе, авиамедицинская, эвакуация работников в региональные учреждения здравоохранения.
Заключение. Созданная на проекте система организации оказания медицинской помощи позволяет сохранить здоровье вахтовых работников и обеспечить необходимое количество трудовых ресурсов, что является одним из ключевых компонентов строительства комплекса по производству сжиженного природного газа в Арктическом регионе России.