Архив статей журнала
В ведущем отечественном издательстве учебной литературы КНОРУС вышел первый в нашей стране учебник по биоэтике для медицинских сестер [1]. Это, без сомнения, можно назвать долгожданным событием. Дело в том, что до сих пор, при всей важности этических проблем в работе медицинских сестер, соответствующего учебного материала было мало, он не был систематизирован, более того, в некоторых медицинских колледжах вообще отсутствовал в учебной программе такой предмет, как биоэтики. Некоторые вопросы профессиональной этики рассматривались в курсах других учебных дисциплин, но целостной концепции преподавания выработано не было. Новый учебник, авторами которого являются профессора Н.Н.Седова, А.Д.Доника и доцент О.В.Костенко, позволяет преодолеть существующую фрагментарность в этической подготовке медицинских сестер.
Прошло пять лет с тех пор, как не стало великого ученого, «отца» российской биоэтики Бориса Григорьевича Юдина. Его памяти был посвящен Круглый стол, состоявшийся в Институте философии РАН. Воспоминания о Б.Г. Юдине и переосмысление его идей в современную эпоху стало предметом обсуждения ведущих ученых-биоэтиков. Сама наука претерпела серьезные изменения за эти годы. Тем более важно по-новому «прочитать» работы Бориса Григорьевича, который не просто размышлял о современной ему биоэтике, но и сформулировал основные идеи ее будущего развития.
Введение. Все знают, что такое этическая экспертиза в медицине, но чаще всего понимают ее как аксиологический компонент клинических исследований, что неверно [1]. Во-первых, предметом экспертизы являются не исследования, а испытания. Во-вторых, экспертной оценке подлежат не только клинические испытания, но и вся медицинская практика.
Цель. Осмысление описанной ситуации позволяет сформулировать актуальные вопросы о дальнейшем развитии института этической экспертизы и предложить для обсуждения варианты этого развития в новых медико-социальных условиях.
Методы. Статистический анализ данных проводимых этическими комитетами (советами, комиссиями) экспертиз показывает тенденцию ограничения предмета экспертизы, отсутствие связи между разными видами экспертиз.
Результаты. Современная медицина требует новых форм контроля над проводимыми исследованиями и испытаниями в связи с новыми рисками как в индивидуальном организме человека, так и в социальном организме в целом. Этическая экспертиза отвечает на вызовы, связанные с этими рисками, конкретизацией и умножением своих норм и правил, что ведет к избыточной формализации, не соответствующей принципам аксиологии научного познания и практики в медицине.
Заключение. Переход от этической к полностью гуманитарной экспертизе позволит снизить уровень формализации, который лишает этический подход его сущностных интенций. Выделение деонтологии как основания этических оценок неправомерно, игнорируются аксиологические составляющие. Гуманитарная экспертиза позволяет восстановить паритет норм и оценок как критерия экспертизы в медицине.