Архив статей журнала
Статья содержит результаты теоретико-эмпирического исследования, ориентированного на диагностику и развитие коммуникативных умений младших школьников из семей с алкогольной зависимостью. В процессе коррекционно-развивающей работы были использованы игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методы «репетиции поведения», элементы психогимнастики. После реализации программы коррекционно-развивающих занятий у детей появился интерес к окружающему миру, отношениям со сверстниками и взрослыми. В процессе экспериментальной работы дети научились адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, выстраивать диалог в общении, самооценка детей стала более равномерной, изменилось отношение к школе, дети стали лучше готовиться к урокам, проявлять активность во время уроков. Важным результатов экспериментальной работы явился тот факт, что межличностное общение стало приносить детям удовольствие и удовлетворение.
Проблема одиночества является предметом разнообразных научных исследований во многих гуманитарных науках. Существующие различия между типами одиночества требуют особого внимания и тщательного анализа любых его проявлений, поскольку большинство физических зависимостей (алкоголь, наркотики) имеют психологическую основу. Исходя из этого, нам следует рассматривать не столько физиологический аспект возникновения аддиктивного поведения, сколько психологический. В статье представлены результаты определения роли субъективного чувства одиночества в формировании алкогольной зависимости. В ходе эмпирического исследования было установлено, что люди с алкогольной зависимостью характеризуются высокими показателями субъективного одиночества, которые существенно отличаются от показателей людей без алкогольной зависимости. Наиболее выраженными для лиц с алкогольной зависимостью являются «диффузное» и «диссоциированное» одиночество и зависимость от общения. Различия в значениях понятий «отчуждающее» и «позитивное» одиночество незначительны. Существует прямая положительная связь между алкогольной зависимостью и субъективным чувством одиночества. Наиболее опасными с точки зрения формирования алкогольной зависимости являются диффузные и диссоциированные состояния.