Архив статей журнала
Добровольческая деятельность является одним из важнейших факторов социализации молодежи, она способствует формированию лидерских качеств, усвоению гуманистических ценностей милосердия, справедливости, отзывчивости, доброты, духовному становлению личности. Участие студенческой молодежи в добровольческой деятельности приводит к позитивным изменениям личности – развитию коммуникативных умений, повышению эмпатии, творческого потенциала, стимулированию социальной и гражданской активности. В статье рассматриваются результаты эмпирического изучения ряда психологического профиля студентов, участвующих в волонтерской деятельности. В исследовании была выявлена специфика социально-психологических установок, терминальных и инструментальных ценностей, типов межличностных отношений среди студентов-волонтеров. Было установлено, что волонтеры, в отличие от студентов, не участвующих в волонтерской деятельности, располагают более выраженными альтруистическими установками; меньшей склонностью к проявлениям эгоизма, ориентацией на такие личностные ценности, как саморазвитие, свобода, активная жизненная позиция, высоконравственные принципы социального поведения; готовностью к гуманистическому формату межличностного общения.
Статья посвящена проблема социальной фрустрированности у курсантов вуза МВД России в соотношении с уровнем их жизнестойкости. В современных реалиях служебной деятельности наиболее остро встает вопрос устойчивости личности сотрудника органов внутренних дел к осуществлению своих профессиональных обязанностей в экстремальных условиях, часто сопряженных с риском для жизни. Наиболее полно, на наш взгляд, сопротивляемость личности экстремальным условиям описывает категория жизнестойкости, которая включает в себя вовлеченность в процесс служебной деятельности, контроль за собственными действиями, что минимизирует количество ошибок и принятие риска, т.е. кластер накопления опыта и его использования в подобных ситуациях. В статье делается разграничение между определениями фрустрации и социальной фрустрированности, где первое носит процессуальный характер, а второе конечное состояние неудовлетворенности определенными услугами или отсутствием необходимых ресурсов. Описываются основные причины, вызывающие состояние фрустрированности у курсантов, и сферы, которые потенциально могут вызвать это состояние. Отмечается, что курсанты продемонстрировали высокий уровень фрустрационной толерантности при наличии отдельных показателей, вызывающих у них неудовлетворенность. В заключение делается вывод о наличии статистически значимом уровне обратной связи между категориями жизнестойкости и социальной фрустрированности.
В настоящее время появляются различные отрасли психологической науки. Одной из таких отраслей является психология стресса, объектом изучения которой является феномен стресса как психолого-педагогическое явление. В данной статье авторами предпринята попытка исследовать психологические барьеры в виде страхов, как форму проявления стресса, в процессе изучения иностранного языка современными старшеклассниками. Анализ теоретических источников позволил сделать вывод о том, что малоразработанными в современной педагогической психологии остаются вопросы диагностики, прогнозирования, профилактики и коррекции психологических барьеров различного уровня, поиска технологий и техник, обеспечивающих эффективное освоение иностранного языка старшеклассниками. Поэтому было проведено опытно-экспериментальное исследование, свидетельствующее о том, что у большинства обучающихся старших классов в той или иной степени испытывают чувство страха к иностранному языку. Но характер этих страхов различен. Если у учащихся 10 классов еще доминируют социальные страхи в изучении иностранного языка, то одиннадцатиклассники испытывают в большей степени именно страхи, связанные непосредственно с учебной деятельностью (неудач на экзамене, плохих оценок, выпускных аттестационных испытаний, особенно в форме единого государственного экзамена по иностранному языку, вступительных экзаменов в различные виды учебных заведений (собеседование по иностранному языку) и, конечно же, страх выбора профессии, связанной с иностранным языком). Такие страхи принимают устойчивую форму и приводят возникновению негативных эмоций, тревожности, нервно-психического напряжения и стресса.
Значимым компонентом конкурентоспособности психолога является творческое мышление, которое позволяет ему решать нестандартные задачи профессиональной деятельности, сопряженные с высокой степенью неопределенности, новизны, неоднозначности. Однако исследований последних лет по проблеме соотношения конкурентоспособности и творческого мышления крайне недостаточно. В статье представлены результаты исследования вербального и невербального творческого мышления у студентов-психологов выпускных курсов с разным уровнем конкурентоспособности личности. Методики: опросник диагностики конкурентоспособности личности В.А.Андреева; тест вербальной креативности (RAT) С.Медника; краткий тест Торренса для диагностики невербальной креативности (адаптация А.Н. Воронина). Выявлено, что у студентов с более высоким уровнем личностной конкурентоспособности показатели развития вербального творческого мышления (уникальности ответов) выше, чем у студентов с более низкой конкурентоспособностью, различия статистически значимые. Что касается невербальной креативности, то хоть различия и не являются статистически значимыми, в целом у студентов с высоким уровнем конкурентоспособности личности показатели и по данному виду творческого мышления выше по сравнению со студентами с невысоким уровнем конкурентоспособности. При подготовке психологов необходимо для развития творческого мышления студентов-психологов создавать благоприятную среду, отличающуюся принятием и поощрением индивидуальности личности. Нельзя не отметить и роль личности педагога, являющегося фасилитатором в развитии творческого мышления студентов.