Архив статей журнала
Введение. Период 1941-1942 гг. стал временем, когда американское искусство стремительно перестраивалось на «военные рельсы». Деятели культуры всячески подкрепляли боевой дух американских солдат и занимались оправданием и обоснованием различных действий правительства с помощью более доступного и понятного широким массам языка художественного повествования. Методы и материалы. Богатый материал архива ФБР, армии и других служб безопасности США позволяет лучше взглянуть на то, как кино подчинялось пропагандистским потребностям воющей державы. Статья базируется на принципах историзма и системности, а также методах исторической компаративистики и имагологии (дискурс-анализ, анализ аудиовизуальной репрезентации и некоторые другие). Анализ и результаты. Вполне понятно, что особую роль в этих процессах сыграл кинематограф - наиболее массовый и популярный вид искусства, еще в предыдущие два десятилетия ставший наиболее популярным видом досуга американцев. Данная статья посвящена использованию кино для обоснования первоначально крайне непопулярной меры американского правительства по интернированию японцев в концентрационные лагеря в свете вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну.
Введение. Статья посвящена сражению за высоту 102,0 (Мамаев курган), имевшую большое стратегическое командное значение в боевых действиях Красной армии за город Сталинград. Одним из выдающихся памятников отечественной литературы о Великой Отечественной войне является повесть Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда». Она положила начало жанру так называемой лейтенантской прозы, то есть повествованию о событиях не от профессионального литератора-пропагандиста, а от непосредственного участника боевых действий. Существенная часть сюжета произведения разворачивается в районе Мамаева кургана, в сражении за который автор повести реально принимал участие. Нижняя хронологическая граница периода обусловлена началом сражения за Мамаев курган в сентябре 1942 года. Верхняя граница определена взятием красноармейцами высоты 102,0 как ключевого участка германских позиций у заводского района Сталинграда. Методы и материалы. Методология исследования базируется на основных методах исторической науки (сравнительный, биографический, проблемно-хронологический). На основе проведенного сравнительного анализа текста повести Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда» с подлинной делопроизводственной документацией боевых соединений, с аутентичными графическими материалами, картами и схемами была выявлена фактическая первооснова сюжета произведения, высокая степень его документальности. Автор статьи полагает, что изучением повести В.П. Некрасова до настоящего дня занимались, как правило, филологи и культурологи, но не историки. Данное междисциплинарное историческое исследование позволит установить подлинную картину боев за господствующую над Сталинградом высоту 102,0 и с помощью источников подтвердить или же опровергнуть события, изложенные в повести. Анализ. Выводы настоящей работы построены на анализе боевых документов отечественных военных архивов и сопоставлении их с текстом повести, рассмотренной в качестве мемуаров участника событий, а не художественного произведения.
Введение. В статье анализируется сущность и динамика взглядов немецкого ученого Вольфрама Ветте на историю германского вермахта в годы Второй мировой войны. Методы и материалы. Источниковой базой исследования являются монографии, публикации в сборниках, журналах, газетах, интервью Ветте. При написании статьи использованы такие методы, как историко-системный, историко-сравнительный, историко-биографический, а также методы коммуникативного анализа монографий и статей, сопоставительного анализа различных источников. Анализ. Проведенное исследование позволило выделить два этапа в научно-исследовательской деятельности В. Ветте: изучение традиционных вопросов военной истории (история военных операций, военного руководства и т. д.) и изучение военной истории через призму «истории повседневности». Рубежом между этапами стало разоблачение мифов о Сталинградской битве, которую автор статьи, согласно работам Ветте, рассматривает в контексте триггера исхода Второй мировой войны, построения демократического общества в Германии, формирования современной культуры памяти. В статье представлен критический анализ историком В. Ветте ряда «легенд», существовавших в военной истории и общественном сознании Германии о «превентивном» характере войны против Советского Союза, о «героической гибели» 6-й армии под Сталинградом, о «чистом вермахте» и его «героях». В центре внимания истории вермахта в годы Второй мировой войны «снизу» находится «маленький человек», простой солдат. Особое внимание автор анализируемых работ уделяет отрицанию тезиса о невозможности оказывать сопротивление преступной политике нацистского руководства в армии и на примере рядовых военнослужащих вермахта показывает немногочисленную группу «спасателей в военной форме», рисковавших собой ради сохранения человеческих жизней.
Результаты. Делается вывод о неразрывной связи научных изысканий В. Ветте с его общественной деятельностью по преодолению нацистского прошлого Германии и формированию демократического сознания гражданского общества Германии.
Введение. Статья посвящена выявлению и анализу политических и правовых проблем, возникших в процессе формирования на территории СССР и боевого применения чехословацких воинских частей в период Великой Отечественной войны. Методы и материалы. В качестве методологической основы представленного в статье исследования взяты принципы научной объективности и историзма, а также общий и специальные методы, характерные для исторического исследования. Источниковая база, использованная при проведении исследования, представленного в настоящей статье, включает в себя как опубликованные, так и неопубликованные документы из фондов Государственного архива РФ, Российского государственного архива социально-политической истории и Центрального архива Министерства обороны РФ. Анализ. Созданные в СССР формирования являлись частью чехословацких вооруженных сил и подчинялись эмигрантскому правительству, а в оперативном и военно-техническом вопросах находились под советским верховным командованием. В то же время наличие нескольких акторов (Чехословацкое правительство в изгнании, руководство СССР, командование чехословацких частей и Компартия Чехословакии) привело к возникновению в этом процессе ряда политических и правовых коллизий. Во-первых, намерение эмигрантского правительства сберечь воинские силы (фактически, так или иначе поддержанное руководством СССР) вступает в противоречие с планами руководства КПЧ и командира чехословацких воинских частей Л. Свободы, которые выступали за максимально возможное участие чехословаков в боевых действиях на территории Советского Союза. Во-вторых, советская сторона стремилась поставить чехословацкие формирования под свой контроль. Третьим проявлением противоречий было «дело армии А. Гасала» (осень 1944 г.), с которым тесно переплелась проблема принадлежности Закарпатья.