Архив статей журнала
В статье выделяются особенности восстановления системы школьного образования Сталинградской области в 1943-1945 гг. в рамках решения следующих задач: обобщение ресурсов возрождения областной школьной сети, имеющих материальную и нематериальную природу, характеристика источников ее комплектования учительскими кадрами и выделение причин, влияющих на успешность организации всеобщего обучения в регионе на заключительном этапе войны. Методологической основой исследования стали принципы историзма, объективности и системности в освещении материала. Исследование показало, что задача строительства школ, обеспечения их оборудованием и учебными принадлежностями решалась преимущественно за счет местных резервов и шефской помощи от областей РСФСР и республик СССР. Одним из наиболее эффективных направлений использования местного трудового потенциала стал метод народной стройки. Особенно сложно и неоднозначно в регионе решался вопрос формирования педагогических коллективов учебных заведений. Одним из источников формирования учительских кадров стала возрождающаяся одновременно со школьной системой образования сеть педагогических вузов Сталинградской области. Основной кузницей учительских кадров стали краткосрочные курсы из старшеклассников и служащих на базе институтов усовершенствования учителей. В восстановительный период возрастает роль школы в решении повседневных проблем обучающихся, от успешного выполнения которой напрямую зависела посещаемость школьниками учебных заведений. В итоге в 1943-1945 гг. были заложены основы дальнейшего продуктивного развития школьного образования Сталинградской области в послевоенные годы.