Архив статей журнала
Введение. Статья посвящена сражению за высоту 102,0 (Мамаев курган), имевшую большое стратегическое командное значение в боевых действиях Красной армии за город Сталинград. Одним из выдающихся памятников отечественной литературы о Великой Отечественной войне является повесть Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда». Она положила начало жанру так называемой лейтенантской прозы, то есть повествованию о событиях не от профессионального литератора-пропагандиста, а от непосредственного участника боевых действий. Существенная часть сюжета произведения разворачивается в районе Мамаева кургана, в сражении за который автор повести реально принимал участие. Нижняя хронологическая граница периода обусловлена началом сражения за Мамаев курган в сентябре 1942 года. Верхняя граница определена взятием красноармейцами высоты 102,0 как ключевого участка германских позиций у заводского района Сталинграда. Методы и материалы. Методология исследования базируется на основных методах исторической науки (сравнительный, биографический, проблемно-хронологический). На основе проведенного сравнительного анализа текста повести Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда» с подлинной делопроизводственной документацией боевых соединений, с аутентичными графическими материалами, картами и схемами была выявлена фактическая первооснова сюжета произведения, высокая степень его документальности. Автор статьи полагает, что изучением повести В.П. Некрасова до настоящего дня занимались, как правило, филологи и культурологи, но не историки. Данное междисциплинарное историческое исследование позволит установить подлинную картину боев за господствующую над Сталинградом высоту 102,0 и с помощью источников подтвердить или же опровергнуть события, изложенные в повести. Анализ. Выводы настоящей работы построены на анализе боевых документов отечественных военных архивов и сопоставлении их с текстом повести, рассмотренной в качестве мемуаров участника событий, а не художественного произведения.
В статье на основе широкого круга источников охарактеризованы создание мемориального комплекса на Мамаевом кургане в городе-герое Сталинграде / Волгограде и связанные с этим публичные и непубличные дискуссии. Сделана попытка осмыслить данный процесс через призму общей динамики становления исторической памяти о Великой Отечественной войне и развития советского монументального искусства в 1940-1960-х годах. Используя метод акторно-сетевого анализа, автор статьи пытается реконструировать цели, мотивы и действия основного круга заинтересованных сторон (акторов), участвовавших в создании мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы»: высшего государственно-партийного руководства СССР, муниципальных властей, жителей города-героя, представителей творческого сообщества (архитекторов, скульпторов, писателей, художников), а также ветеранов - участников битвы на Волге. На основе материалов исследования делается вывод о том, что все эти «конструкторы исторической памяти» внесли свой вклад в создание уникального памятника-ансамбля на Мамаевом кургане, открытого в 1967 г., руководствуясь не только коммеморативными, но и политико-идеологическими, финансовыми, карьерными, статусными, морально-этическими и эстетическими мотивами. Необходимость возведения крупного мемориала в условиях хрущевской кампании по борьбе с излишествами в архитектуре и критика со стороны отдельных представителей общественности потребовала от авторов проекта во главе со скульптором Е.В. Вучетичем его трансформации и адаптации к новым реалиям, а также актуализировала процесс формирования концепта «ленинского плана монументальной пропаганды».