Архив статей журнала
В статье рассматриваются вопросы, связанные с моделированием влияния стейкхолдеров на эффективность (устойчивость) командной работы в Центрах управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) при анализе, прогнозе развития и разрешении/снижении конфликтности чрезвычайных ситуаций социального характера (далее - ЧССХ). Проблема рассматривается с позиции использования в моделировании нелинейного подхода в виде уравнения Ферхюльста, позволяющего анализировать сложные социальные процессы. Моделируется влияние разных групп стейкхолдеров при различных значениях параметра «а» его интенсивности - слабое, среднее, сильное. Приводятся результаты практических исследований оценки влияния стейкхолдеров, прежде всего внешних, на эффективность (устойчивость) работы команд ЦУКС при анализе, прогнозе развития и разрешении/снижении конфликтности ЧССХ. Дается определение ЧССХ как аттрактора, сложившегося вследствие неразрешенных социальных противоречий, вызвавших разбалансировку общественных отношений. Работа команд ЦУКС осуществляется в цифровой сетевой среде центров, что вносит определенную специфику в ее деятельность. Показана общая схема реализации стейкхолдерского подхода в управлении командами при анализе, прогнозе развития и разрешении/снижении конфликтности ЧССХ. Приводятся результаты нелинейного моделирования эффективности (устойчивости) работы команд ЦУКС в зависимости от интенсивности влияния стейкхолдеров на принимаемые командой решения. Предлагается система показателей, характеризующих регрессионную модель коэффициента «а» влияния стейкхолдеров, конкретные значения которого можно измерить в процессе полевых исследований. Изучаются три режима (три типа аттрактора) работы команды. Ключевой целью исследования является разработка предпосылок формирования цифрового двойника работы команд ЦУКС МЧС России в ЧССХ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с моделированием социальных процессов управления компетенциями команд в цифровом сетевом пространстве центров управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) на примере результатов работы учебных ЦУКС Академии Государственной противопожарной службы МЧС России (Москва), Академии гражданской защиты МЧС России (Химки) и Главного управления МЧС России по г. Севастополю. Приводится краткая характеристика цифровой среды ЦУКС (типовая схема). Данная проблема рассматривается с позиции активного использования в моделировании концепции интегративного компетентностного подхода, ориентированного на действия (структурно-функциональный подход Т. Парсонса). Предлагается схема параметров знания, используемая при анализе компетенций. Социология управления и социология малых групп позволяют изучать процессы, обеспечивающие устойчивость социальных систем-общностей, в виде рабочих команд со специфическими социальными отношениями и состояниями, проявляющимися прежде всего в форме «когнитивных блокад», психологических выгораний и т.п. Приводятся результаты социологического анализа по формированию системы показателей, характеризующих эффективность работы команд ЦУКС при рассмотрении, прогнозе развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также показаны результаты практического моделирования оценки влияния уровня компетенций на результативность и продуктивность работы команд ЦУКС с использованием когнитивных моделей, формирование которых проводится в соответствии с концепцией структурно-целевого анализа. Подобные когнитивные модели характеризуют индивидуальные паттерны поведения дежурных смен в чрезвычайных ситуациях и являются одним из элементов разработки цифровых двойников команд