Архив статей журнала
В статье рассматривается тема дороги и гостеприимства в произведениях известного современного кумыкского поэта Бадрутдина Магомедова. На материале сборника «Меж двух миров» дается филологический анализ произведений, где определяется отношение автора-пилигрима к людям, у которых ему довелось погостить. Внимание акцентируется на художественно-выразительных средствах языка, тропы отличаются уникальностью и самобытностью.
Авторы статьи впервые провели филологический анализ художественных произведений
«Страницы ранней биографии» и «Где же ты, моя Важенка белая» Б. Магомедова, где превалирует мотив дороги и гостеприимства. Как известно, «куначество» на Кавказе по сей день является традиционной формой взаимного общения людей. Эта традиция передается из поколения в поколение и имеет широкое распространение у народов Кавказа.
Путешествия, совершенные Бадрутдином Магомедовым, разносторонне обогащали его
творческий потенциал. Пребывание в разных странах, знакомство и общение с новыми людьми являлось для него дополнительным источником вдохновения.
Художник слова, писавший более пятидесяти лет стихи на кумыкском языке, впервые
представил читателям две повести на русском языке – «Страницы ранней биографии» и «Где же ты, моя Важенка белая». В статье отмечается, что и в прозаическом произведении проявилось мастерство талантливого поэта.
В статье рассмотрена поэма «Похищенная смерть» М. Атабаева в русле явления времени оттепели; отмечены ее новаторство и оригинальность, подчеркнуты такие особенности поэтики, как лиризм, исповедальность, трагический пафос. Актуальность исследования определяется тем, что новые трактовки литературного наследия, в данном случае – поэмы
«Похищенная смерть», способствуют широкому контекстуально, глубокому в социокультурологическом аспекте постижению художественной мысли, истории национальной культуры.
Поэма М. Атабаева являет собой образец яркого выражения «оттепельного» мышления.
Незаурядное художественное дарование автора, детство которого пришлось на годы войны с гитлеровским фашизмом, обусловило то, что ему удалось отразить горестную изнанку жизни тыла, трагизм войны, ее бесчеловечную сущность. Впечатляет символика образов – самой войны, матери, потерявшей на войне трех сыновей, юнца-почтальона, оказавшегося в круговерти гибельных событий.