Архив статей журнала
В статье на основе собранного в лезгинских селениях Дагестана полевого этнографического материала и литературных источников с использованием методов истории и этнологии описывается традиционная и современная одежда лезгин. Учитывая климатические условия и влияние на национальный костюм хозяйственно-культурных особенностей, автор изучает мужскую и женскую одежду лезгин, её этнодифференцирующие признаки-критерии, трансформацию в различные исторические эпохи. Как считает автор, наибольшие изменения в одежде лезгин произошли в позднее советское и Новейшее время, что связано с влиянием урбанизации и глобализации. В этот период традиционные компоненты национального костюма сохранялись в основном у представителей средних и старших возрастных групп. В то же время в связи с глобализационными процессами и информационной открытостью общества ускорилось проникновение новых типов одежды, которые в совокупности с её традиционными элементами сформировали локальный (лезгинский) вариант дагестанской (северокавказской) региональной моды. Нельзя не отметить возрастающее влияние мусульманской религии на одежду.
Сохранность отдельных элементов традиционной одежды в Новейшее время свидетельствует о важности одежды в системе культурных ценностей лезгин.
Авторы статьи на основе полевого этнографического материала с использованием общенаучных историко-генетического и ретроспективного методов исторической науки и специальных методов этнологии изучают современный брак и обряды жизненного цикла кумыков с. Бабаюрт. Исследуются подвергшиеся трансформации под влиянием глобализации и социокультурных процессов Новейшего времени институт брака, свадебные, родильные и похоронные обряды.
Проживая в этноконтактной зоне, кумыки с. Бабаюрт испытывают определенное влияние культуры ногайцев, русских, чеченцев, горских народов Дагестана, что нашло отражение в
репертуаре свадебной музыки, меню свадебного стола, а также способствовало росту количества межнациональных браков.
Основу обрядов жизненного цикла у кумыков с. Бабаюрт составляют традиционные ритуалы, которые в принципе аналогичны подобным действам и церемониям других (срединных и южных) кумыков. В последние десятилетия в связи с усилением позиций ислама, глобализационным и социокультурным процессам они подверглись определенным трансформациям.
Традиционными остаются брак по сговору, основные этапы и состав участников свадебных, родильных и похоронных обрядов, реликты домонотеистических и древнетюркских ритуалов, регламент поминок и траура.
Брачные и семейно-бытовые обряды занимают важное место в системе ментальных ценностей, и их сохранение способствует сбережению этнической, национальной, культурной, религиозной и территориальной идентичности кумыков.