Архив статей журнала
Исследуются вопросы развития цифровых финансовых технологий в Российской Федерации (далее – РФ, Россия). Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт использования цифровых технологий в финансовой и инвестиционной сферах. Показаны этапы становления и дальнейшего развития рынка цифровых финансовых активов и цифровых прав в РФ. Изучены особенности их выпуска в российском государстве. Исследованы утилитарные цифровые права и цифровые права, одновременно включающие унитарные цифровые права и цифровые финансовые активы. Рассмотрен опыт выпуска токенов (токенизированных активов), как делимых, так и неделимых, в российских информационных системах. Изучена возможность использования цифровых финансовых активов для привлечения финансирования из-за границы. Исследован опыт их использования в социальной сфере, в частности при проведении реставрации исторических художественных объектов. Рассмотрена деятельность операторов инвестиционных платформ и информационных систем в России, связанная с выпуском цифровых финансовых активов и цифровых прав. Среди них были выявлены наиболее крупные операторы. Сделаны выводы о перспективах развития цифровых финансовых активов и цифровых прав на основе цифровых инвестиционных платформ и информационных систем.
В данной работе рассматриваются технологические инновации в повышении эффективности бизнеса и проблемы развития коммерческих банков в рыночных условиях. В исследовании раскрываются основы внедрения инновационных технологий в банковском секторе; показано влияние цифровых решений на эффективность работы коммерческих банков; рассматривается внедрение инновационных технологий в банковском секторе; анализируется опыт коммерческих банков в области технологических преобразований; выявляются ключевые проблемы и перспективные направления развития инноваций в банковской отрасли. В исследовании отмечены кибер-риски и угрозы информационной безопасности: с ростом цифровизации увеличивается количество атак, в частности, на мобильные сервисы и API (англ. application programming interface – программный интерфейс приложения). Выявлена зависимость внешних вендоров от технологий, особенно при использовании зарубежных решений. Обнаружена низкая цифровая грамотность части клиентов, особенно старшего возраста, что затрудняет полную цифровую трансформацию. В ближайшие годы технологические инновации будут оказывать решающее влияние на трансформацию бизнес-модели банков. Ожидается переход от универсальной модели к платформенной, где банк становится не только поставщиком финансовых услуг, но и цифровой экосистемой. В заключении даны выводы и предложения по совершенствованию технологических инноваций в коммерческих банках.
Финансово-инвестиционные модели социального обеспечения (далее – ФИМСО) играют ключевую роль в гарантии социальной стабильности и экономической устойчивости государства. В условиях глобальных демографических изменений, технологического прогресса и климатических вызовов возникает потребность в адаптации систем социального обеспечения (далее – СО) к новым реалиям. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа исторической эволюции ФИМСО и поиска путей их модернизации для долгосрочной финансовой устойчивости. Целями работы являются изучение трансформации ФИМСО и оценка их потенциала в решении современных социальных задач на основе мирового опыта. В исследовании применены методы исторического анализа, сценарного моделирования и оценки финансовой устойчивости систем СО. Установлено, что традиционные модели ФИМСО сталкиваются с ограничениями в условиях демографической нагрузки и технологических изменений, а их финансовая устойчивость требует новых подходов к управлению рисками. Результаты показывают, что для адаптации ФИМСО необходимы инновационные стратегии, включая интеграцию технологий и пересмотр источников финансирования. Предложены меры по оптимизации систем СО, такие как развитие универсальных программ и усиление роли государства в регулировании социальных рисков. В заключение подчеркивается важность комплексного подхода к реформированию ФИМСО для ответа на вызовы XXI в.
В последние десятилетия российская атомная промышленность активно осваивает внешние рынки, предлагая конкурентоспособные технологии, инфраструктурные решения и топливные услуги. В этом контексте целями исследования являются комплексное обоснование и практическая оценка экспортного потенциала атомной энергетики Российской Федерации (далее – РФ, Россия) в условиях усиления геополитического кризиса с учетом трансформации международной энергетической архитектуры, ограничений санкционного характера и изменения моделей глобального сотрудничества в ядерной сфере. Актуальность исследования заключается в том, что в условиях нарастающего геополитического напряжения атомная энергетика, являясь одним из наиболее наукоемких и высокотехнологичных сегментов отечественной экономики, обладает уникальным экспортным потенциалом, который проявляется не только в строительстве атомных электростанций (далее – АЭС) за рубежом, но и в поставках технологий, топлива, сервисов и компетенций. Тема охватывает стратегически важную задачу – определение роли и потенциала атомной энергетики как инструмента внешнеэкономической политики России и источника укрепления национального технологического суверенитета. Исследование направлено на оценку текущего состояния экспортных возможностей РФ в области строительства АЭС за рубежом, поставок ядерного топлива, технологий и инженерных решений, а также на разработку стратегических направлений устойчивого развития отрасли в условиях ограниченного доступа к западным рынкам и необходимости переориентации на партнерство с государствами Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Работа посвящена анализу современного состояния и перспектив развития системы казначейских платежей в Российской Федерации (далее – РФ, Россия). Она играет ключевую роль в оптимизации государственных финансов и обеспечении стабильности экономики. Рассматривается реформа Казначейства, включая сокращение количества расчетных счетов с 44 тыс. до 89 тыс. и внедрение государственной информационной системы «Электронное казначейство», что позволило ускорить обработку платежей и повысить прозрачность бюджетных расходов. Поднимаются актуальные вопросы, связанные с управлением ликвидностью на едином казначейском счету и с риск-менеджментом размещения свободных средств, а также обсуждаются возможные пути совершенствования инструментов управления рисками и ликвидностью. Внимание уделено расширению полномочий Казначейства России и становлению его внешнего сходства по функциям с Центральным банком РФ, а также анализу сходств и различий между национальной платежной системой и системой казначейских платежей. В исследовании применяются системный анализ, дедуктивный метод и институциональный подход, что позволяет рассмотреть Казначейство как единый механизм с учетом его функций и задач. Работа основана на трудах российских ученых и программных документах, таких как стратегическая карта Казначейства на 2022–2030 гг. Практическая значимость работы заключается в предложении направлений развития механизмов управления рисками и ликвидностью, что может способствовать дальнейшему развитию системы казначейских платежей в условиях цифровизации и изменяющихся экономических реалий.
Работа посвящена исследованию проблем стратегического управления промышленностью в контексте социально-экономической трансформации российских регионов. В условиях глобальных изменений, вызванных внешними и внутренними факторами, такими как санкции, пандемия коронавируса, а также внутренние структурные трансформации социально-экономического комплекса, возникает необходимость пересмотра подходов к управлению промышленностью на региональном уровне. Автор рассматриваeт ключевые вызовы и возможности, стоящие перед российским промышленным сектором, анализирует существующие модели, инструменты стратегического управления и предлагает рекомендации по оптимизации управленческих процессов в регионах. Особое внимание уделяется вопросам адаптации промышленных предприятий к новым экономическим условиям, включая цифровизацию производства, развитие инноваций и повышение энергоэффективности. Рассматриваются механизмы государственной поддержки промышленности, направленные на стимулирование роста и модернизацию производственных мощностей. Подчеркивается важность межрегионального сотрудничества и координации действий федеральных и региональных властей для достижения устойчивого развития промышленного сектора. Автор делает акцент на необходимости разработки комплексных стратегических планов, учитывающих специфику каждого субъекта и ориентированных на долгосрочные перспективы, что отражено в перечне сформированных по результатам исследования принципов эффективного стратегического управления промышленностью Российской Федерации (далее – РФ, Россия) в условиях социально-экономической трансформации. Предложенные меры направлены на повышение конкурентоспособности российской промышленности на мировом рынке и обеспечение технологического суверенитета страны по результатам реализации принципов эффективного стратегического управления промышленностью России. Исследование основывается на системном анализе, обзоре статистических данных, официальных документов и экспертных оценок, что позволяет сделать обсуждения и выводы работы объективными и применимыми на практике в контексте формирования механизмов государственного управления экономической системой и развития промышленного потенциала РФ.
Предметом данной статьи выступают цифровые технологии и инновации в сфере услуг, исследуемые с точки зрения их воздействия на повышение качества и эффективности предоставляемых услуг, а также формирования конкурентных преимуществ на рынке. Цель состоит в изучении возможностей цифровых технологий и анализе путей их внедрения в практику сервисных компаний для улучшения качества обслуживания и достижения устойчивого роста бизнеса. Методология включает теоретический обзор научных публикаций и практических исследований, касающихся цифровой трансформации в секторе услуг. Используются аналитические подходы, основанные на количественной оценке влияния технологий на показатели удовлетворенности клиентов и прибыльность компаний. Полученные выводы применимы в организациях сферы услуг, ориентированных на предоставление качественных продуктов и высокий уровень клиентского сервиса. Результаты могут использоваться менеджерами среднего и высшего звена для разработки стратегий цифрового преобразования, направленных на повышение операционной эффективности и конкурентоспособности. Для полноценного освоения потенциала инноваций необходимы комплексные подходы, учитывающие технологические, организационные и культурные аспекты функционирования компаний.
Применение цифровых методов и цифровых технологий (далее – ЦТ) является характерным признаком развития современного общества. Существуют разные ЦТ: цифровой бизнес, цифровая железная дорога, цифровой менеджмент, цифровая съемка, цифровое моделирование, цифровое картографирование и др. Возникает необходимость их обобщения и систематизации. Отчасти это мотивируется некорректным обозначением некоторых цифровых процессов и технологий. В первую очередь необходимо дать анализ понятиям «цифровизация», «оцифровка» и «цифровая трансформация». Во многих публикациях в Российской Федерации и за рубежом их рассматривают как синонимические, близкие понятия. Однако между ними существует качественное различие. Общей категорией для перечисленных понятий являются ЦТ. Последние выступают ядром современного цифрового менеджмента. В данном исследовании показано, что содержательно оцифровка, цифровизация и цифровая трансформация являются основой цифрового бизнеса и цифрового менеджмента. Однако понятия «оцифровка» (англ. digitisaton), «цифровизация» (англ. digitalisation) и «цифровая трансформация» (англ. digital transformation) часто используются взаимозаменяемо. Это заблуждение характерно для некоторых отечественных работ, которые применяют робота-переводчика. Часто перевод терминов digitisation и digitalisation осуществляют одинаковым словом «цифровизация», что является лингвистической ошибкой. Выполнен сравнительный анализ этих понятий и технологий. Показано различие между ними. Проведено еще одно исследование ЦТ. Последние во многих случаях не отвечают требованиям обычного нормативно-правового регулирования и нуждаются в специальном регулировании в рамках цифрового права. Обычное нормативное регулирование не рассматривает понятия и сущности кибер-, интернет- и информационного пространства, а также других новых понятий. Эти новые сущности учитывает цифровое право. Цифровое право – новое направление, которое является обязательным при использовании ЦТ и цифрового менеджмента.
Эта работа представляет собой комплексное исследование международного инвестиционного сотрудничества и концепции эффективности инноваций на рынке капитала в свободных экономических зонах (далее – СЭЗ) и их роли в современном мире. СЭЗ являются новыми центрами компетенций в различных социально-экономических и производственных сферах, способствуя развитию международного инвестиционного сотрудничества. В условиях современных рыночных отношений они могут стать катализатором структурных преобразований, стимулируя инновации, привлечение капиталовложений и обмен технологиями. Так, в условиях глобальной экономической трансформации и усиления конкуренции за технологическое лидерство СЭЗ становятся ключевым инструментом стимулирования инноваций и привлечения инвестиций. Финансовая деятельность, являясь ключевой сферой экономики, не только обеспечивает стабильность и устойчивость хозяйствующих субъектов, но и выступает драйвером инноваций, которые критически важны для повышения конкурентоспособности, оптимизации ресурсного управления и адаптации к глобальным вызовам, таким как цифровизация и санкционное давление. Анализ правовых моделей СЭЗ в странах Содружества Независимых Государств демонстрирует их разнонаправленность. В Российской Федерации, например, акцент сделан на промышленно-производственных зонах, где льготы увязаны с локализацией производств. В Китае, напротив, доминируют инновационно-технологические кластеры, предлагающие гранты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и упрощенную миграцию кадров.
Кардинальные перемены современности ускорили эволюцию развития, и мир вступил в новый период потрясений и перемен. Прогнозируя развитие мирового энергетического рынка, следует учитывать важные изменения тенденций в экономической глобализации, международной структуре, глобальном управлении, в политической поляризации, реконструкции производственных цепочек, экономике Соединенных Штатов Америки, Европейского союза, Российской Федерации, Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Ближнего Востока. В нынешнюю эпоху энергетика является важной опорой глобального экономического развития. Интеграцию искусственного интеллекта во всех направлениях, цифровые трансформации отраслей, геополитические конфликты и глобальные изменения климата можно отнести к факторам, влияющим на тенденции и перспективы развития мирового энергетического рынка.
Целями исследования выступают выявление и обоснование основных тенденций и перспектив развития мирового энергетического рынка в 2025 г.
Тема исследования, посвященная данным тенденциям и перспективам, является крайне актуальной в условиях глобального мирового экономического кризиса, политических перемен и экологических проблем, вызванных глобальными климатическими изменениями. В работе проведен анализ современных трендов развития мирового энергетического рынка, которые позволили аргументировать актуальность темы, принимая во внимание последствия геополитического конфликта 2022 г., ставшие причиной глобальных перемен в энергетическом секторе ввиду ограничения мировых поставок энергоносителей.
Работа посвящена оценке различных механизмов и инструментов государственного финансового стимулирования реализации экологической повестки как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации. В работе проводится сравнительный анализ международных практик и отечественного опыта применения финансовых стимулов для поддержки экологических инициатив. Особое внимание уделено таким инструментам, как гранты, субсидии, налоговые льготы, зеленые облигации и другие формы государственной поддержки. На основе проведенного анализа выявлены сильные и слабые стороны применяемых методов, а также обозначены потенциальные направления их совершенствования. Разработаны предложения по адаптации лучших мировых практик к российским условиям, что позволит повысить эффективность государственного финансового стимулирования экологической деятельности. Кроме того, представлены рекомендации по внедрению инновационных финансовых инструментов, способствующих ускорению перехода к более экологически устойчивой экономике. Результаты исследования могут быть полезны для государственных органов, ответственных за разработку и реализацию экологической политики, а также для бизнеса, заинтересованного в участии в экологических проектах. В заключении подчеркивается важность интеграции передовых мировых практик в российскую систему экофинансирования для достижения целей устойчивого развития и снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Авторы преследуют цели научного обоснования наличия у технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ) потенциала наращения результативности ESG-менеджмента (англ. environmental, social, and corporate governance – экологическое, социальное и корпоративное управление), а также предложения рекомендаций для наиболее полной реализации этого потенциала в управленческой практике российских бизнес-структур. Для этого авторами обобщен передовой международный опыт топ-50 цифровых экономик с наибольшей распространенностью ESG-менеджмента в деловой среде в 2024 г. В итоге проведен мониторинг устойчивости развития российского бизнеса в условиях цифровой трансформации отечественной экономики, выявивший выдающуюся результативность ESG-менеджмента в деловой среде Российской Федерации (далее – РФ), активное использование ИИ и наличие значительного потенциала его дальнейшего распространения в отечественной деловой среде. Методом регрессионного анализа составлена эконометрическая модель влияния факторов применения ИИ на результативность ESG-менеджмента. С опорой на модель сделан авторский вывод о том, что факторы применения этой технологии оказывают на ESG-менеджмент противоречивое влияние, и для того чтобы оптимизировать последнее в интересах устойчивого развития бизнеса в условиях цифровой трансформации рыночной среды экономики, необходимо увеличивать производительность прикладных алгоритмов ИИ, масштаб национального финансирования развития технологии и стимулировать инициативность бизнеса в области внедрения ИИ. Эмпирическая ценность авторских предложений заключена в том, что они высветили перспективу наращения результативности ESG-менеджмента в РФ через повышение эффективности применения ИИ.