Архив статей журнала
Позитивные преобразования в России неразрывно связаны с её трудовыми ресурсами, важнейшей частью которых являются представители среднего класса, создающие прогрессивные технологии и реализующие инновации во всех сферах деятельности. Именно средний класс ориентирован на решение проблем интеграции и развития современного общества, что предполагает расширение сферы предпринимательства, способствующей повышению доходов работников и их домохозяйств. Несмотря на различие информации в разных статистических источниках о масштабах платформенной занятости, нами выявлено расширение её использования, подтверждающееся активизацией торговой деятельности предпринимателей на маркетплейсах товаров, как формы платформенной занятости, повышающей вероятность попадания её участников в средний класс. В статье рассмотрены подходы для идентификации среднего класса, среди которых в качестве предпочтительного выделен однокритериальный подход, учитывающий доходы работников и их домохозяйств. Авторами акцентируется внимание на многослойности среднего класса, проявляющейся в наличии ядра и его периферийных частей, формирование которых осуществляется в условиях активного использования современных информационных технологий. Для идентификации среднего класса и выделения ядра и периферийных его частей был применён относительный подход, основанный на использовании медианного дохода на члена домохозяйства с детьми с учётом суммарного коэффициента рождаемости. Предложенный подход позволил выявить границы доходов на маркетплейсах товаров, в соответствии с которыми их продавцы могут быть отнесены к ядру и периферийным частям среднего класса с учётом получаемых домохозяйством трансфертов. Результаты исследования подтверждают, что при однокритериальном подходе доходы от платформенной занятости способствуют переходу её участников в средний класс.