Архив статей журнала
Актуальность: в современной юридической науке проблема обеспечения безопасности является одной из наиболее востребованных и дискуссионных, поскольку имеет как теоретический, так и прикладной характер. Это обусловлено значимостью, фундаментальным характером вопросов обеспечения безопасности личности, а также различных социальных систем. Причем речь может идти об обеспечении безопасности в разных социальных системах: государство, общество, город. Безопасность является комплексным институтом, включающим правовые, организационные и иные аспекты, что предполагает разработку соответствующего механизма, при помощи которого будет осуществляться обеспечение безопасности. Для нашего исследования представляет интерес категория «публично-правовой механизм обеспечения безопасности в городе» как к особой социальной системе, объединяющей большинство населения российского государства. Речь не идет об умалении или покушении на значимость национальной, государственной и иных видов безопасности. Однако сегодня безопасность в городе и публично-правовой механизм ее обеспечения могут претендовать на разработку отдельной концепции по обозначенным выше причинам. Постановка проблемы: категория «публично-правовой механизм обеспечения безопасности» пока не получила широкого распространения в науке. Это можно объяснить тем, что термин «публичная власть» закреплен в Конституции Российской Федерации относительно недавно, в 2020 г., когда в ее положения было внесено дополнение о том, что органы государственной власти и местного самоуправления составляют единую систему публичной власти. Безусловно, ученые и до внесения поправок признавали единство системы государственной и муниципальной власти, ее публично-правовой характер, проводили исследования в данной сфере. Тем не менее относительно механизма обеспечения безопасности освещение получили такие категории, как «механизм обеспечения национальной безопасности», «государственно-правовой механизм обеспечения безопасности», «государственно-правовой механизм обеспечения права на безопасность», «конституционно-правовой механизм обеспечения безопасности», «механизм обеспечения юридической (правовой) безопасности» и др. Исследование данных категорий и их обобщение позволит сформулировать понятие и определить структурные элементы публично-правового механизма обеспечения безопасности в городе. Цель исследования: на основе различных научных подходов к пониманию механизма обеспечения безопасности сформулировать концептуальные основы публично-правового механизма обеспечения безопасности в городе.
Методы исследования: методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов, выработанных в юридической науке: сравнительно-правовой, системный, анализ и синтез. Основным методом является материалистическая диалектика, позволяющая раскрыть содержание публично-правового механизма обеспечения безопасности в городе в единстве и многообразии его проявлений. Результаты и ключевые выводы: во-первых, в результате проведенного исследования обосновывается, что публично-правовой механизм обеспечения безопасности в городе может рассматриваться в узком и широком значении. Представляется, что определение данной категории в широком смысле, включая институциональную и инструментальную основы, а также комплекс юридических средств, объединенных понятием юридической (правовой) безопасности, позволят сформировать целостное представление о ней. Во-вторых, в публично-правовом механизме обеспечения безопасности в городе выделяются статическая и динамическая стороны, что оправданно и необходимо для формирования целостной концепции публично-правового механизма обеспечения безопасности города. В-третьих, публично-правовой механизм рассматривается как обеспечительный процесс и как результат деятельности целостной системы элементов, направленной на создание условий для нормального функционирования и гарантирующей развитие города при возникновении опасностей и угроз. В-четвертых, целью обеспечения безопасности признается создание условий, в которых город, городской социум и его жители осуществляют нормальное функционирование на фоне действия негативных факторов, а также развиваются, реализуя собственные и общие интересы. В целом делается обобщенный вывод, направленный на определение содержания концептуальной основы публично-правового механизма обеспечения безопасности в городе.