Архив статей журнала
Актуальность: среди важнейших политико-правовых проблем как современности, так и прошлых веков вопросы осуществления правосудия занимают особое место. В широкое проблемное поле, возникающее при обсуждении путей оптимальной модели судоустройства и судопроизводства в современном Таджикистане, входят и вопросы о взаимодействии судебной власти с институтами гражданского общества, участия граждан в осуществлении правосудия. Необходимость выявления значения института участия граждан в отправлении правосудия и его конкретной формы (суда с участием народных заседателей) в Республике Таджикистан в укреплении судебной власти в качестве независимой и самостоятельной ветви государственной власти, наличие ряда проблем в функционировании данного института в последние годы определяют актуальность темы с практической точки зрения. Постановка проблемы: представляется, что при определении перспектив и конкретных направлений совершенствования института народных заседателей Республики Таджикистан важно основываться не только на выявлении проблем и недостатков данной формы, обусловленных современными сложными реалиями, но и обратиться к комплексной правовой характеристике феномена участия граждан в отправлении правосудия. Однако в связи преобладанием в юридической науке отраслевого подхода в исследовании данного явления следует отметить недостаточную разработанность проблемы правовой природы участия граждан в отправлении правосудия как общеправового феномена, необходимость уточнения его признаков, а также показа связи с другими правовыми явлениями в соответствии с его социальной природой. Цель исследования: раскрыть сущность, определить признаки общеправового феномена - участие граждан в отправлении правосудия, уточнить его понятие.
Методы исследования: реализация поставленной задачи предполагала использование общенаучных (диалектический, анализ, синтез, сравнение и др. формально-логические методы) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический). Результаты и ключевые выводы: участие граждан в отправлении правосудия - это формально определенная деятельность отобранных в заранее определенном и призванном гарантировать незаинтересованность в исходе конкретного дела порядке граждан, не обязанных обладать специальными правовыми знаниями, по рассмотрению и разрешению дел совместно с профессиональным судьей (судьями). Сущность, смысл существования такого государственно-правового явления как участие населения в отправлении правосудия состоит в его способности содействовать справедливости правосудия, быть одним из условий выработки справедливого решения не только по форме, но и по содержанию. Другой стороной сущности изучаемого явления как формы участия граждан в управлении делами государства является обеспечение демократического характера власти. Выделены и обоснованы признаки участия граждан в отправлении правосудия, раскрывающие его сущность, позволяющие показать особенности по сравнению с иными формами участия граждан в управлении государственными делами, схожими правовыми феноменами: государственно-властный характер деятельности, связанной с реализацией функции судебной власти, что придает данному феномену политический и общеправовой характер; совместный, коллективный характер деятельности профессионалов и непрофессионалов; связь с социальной сущностью государства, особенностями взаимоотношений государства и общества в целом, что проявляется в его повышенной политической значимости, изменчивости содержания и иерархии функций института в соответствии с эволюцией политического режима; формальная определенность института, которая обеспечивает механизм совершенствования участия граждан в отправлении правосудия как социального института и закрепляет его положение в организационно-правовом механизме правосудия; реальность, успех в достижении подлинного участия граждан в отправлении правосудия во многом зависит от должного правоприменения, детерминированного наличием запроса со стороны общества на такое участие.