Архив статей журнала
В современных условиях российская студенческая молодёжь становится важным сегментом государственной политики с фокусом на создание условий для развития молодого поколения, в том числе и в рамках университета. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного методом анкетирования в 2023 г. По вероятностной квотной выборке было опрошено 490 студентов Саратовского государственного университета. Прослежено влияние специфики объединения на деятельность и качество реализации потенциала студентов. В процессе осуществления деятельности внутри объединения студенты получают огромный практический опыт, который может быть использован для реализации социального капитала в дальнейшей профессиональной деятельности. Большинство же студентов удовлетворены деятельностью в своем объединении, но видят минусы: дефицит времени, помехи в учебе и отчасти в поиске работы. Подтверждено, что целеполагание как проектировочная компетенция студентов слабо сформировано, что требует особого внимания со стороны университета. Девушки больше нацелены на реализацию своих талантов, развитие организационных способностей, инициативности, но чаще отмечают, что эта деятельность мешает учебе. Юноши больше ценят развитие в объединениях таких качеств, как ответственность, креативность и решительность, однако чаще проявляют свою активность за компанию и сильнее ощущают дефицит времени. Не меньшую роль играет возраст студентов. Чем старше студент, тем активнее он реализует полученный в объединении потенциал для поиска работы.
В статье представлены результаты серии фокус-групп со студентами Пермского государственного университета (n=36) по теме «Поиск оптимальных практик продвижения семейных ценностей в студенческой среде». Среди прочего анализ показал, что 1) в связи с ростом недоверия студентов к государству, а также школе и вузу как проводникам государственной политики происходит ослабление воспитательной функции данных институтов, однако 2) именно от школы и вуза студент ждет действенной помощи в плане полового воспитания, а от государства - пресечения «цифровой безнадзорности», порождающей сексуальную распущенность и бескультурье; 3) от взрослых агентов социализации требуется чаще привлекать студента к общественно значимым мероприятиям, что в итоге повысит уровень его ответственности за своих близких и в перспективе за своих детей; 4) необходимо разрабатывать игровые подходы к решению психологических проблем, причем путем привлечения к работе с подростками и студенческой молодежью выпускников театральных вузов и психологических факультетов, 5) все мероприятия в школе, включая учебные дисциплины гуманитарного цикла, должны постепенно влиять на сознание подростка в плане выработки успешных моделей межличностных и особенно межполовых отношений; 6) необходимо всемерно поддерживать проекты блогеров-лидеров студенческого мнения и активно включать блогеров в разработку государственных инициатив. Данная статья вносит вклад в намечаемый аксиологами и правительством курс на выработку эффективных методов регулирования семейных отношений в студенческой среде и поддержание традиционных ценностей в обществе.