Архив статей журнала
В данной статье представлены результаты изучения использования цифровых технологий в музыкальном образовании посредством анализа технологических, эпистемологических и академических трендов в научных статьях 2023 года. Выборка из 134 работ зарубежных и российских авторов стала основой для проведения систематического литературного обзора и библиометрического анализа с ориентацией на предпочтительные элементы отчётности для систематических обзоров и мета-анализов (PRISMA 2020). Также был осуществлён кластерный анализ, оценена статистическая значимость, построены сети цитирования на платформах VOSviewer и The Lens. Результатом стало выявление основных исследовательских трендов, подтверждение гипотез о наличии различий между мировыми и отечественными исследованиями на уровнях объекта и области исследования, исследовательского дизайна, в опоре на научные источники. Было установлено, что среди российских работ значительно менее представлены исследования в области цифровых инноваций в школьном и дополнительном образовании, вокальном и хоровом исполнительстве, а также экспериментальное оценивание образовательных эффектов. Российские исследователи чаще используют интерпретивистский подход, качественный анализ данных, собранных при помощи опросов, интервью, поиска вторичных источников. Возможными причинами отличий между выборкой и статьями, аффилированными с российскими образовательными организациями, могут быть: низкий уровень междисциплинарного взаимодействия между исследователями музыкального образования, недостаток нетворкинга между академическими музыкальными институтами* и исследовательскими организациями, а также низкий уровень цифровой трансформации музыкальных образовательных организаций.