Архив статей журнала
В статье делается попытка провести юридический анализ одного из самых известных произведений в советской литературе - романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Дается правовая оценка деятельности его главного персонажа, Остапа Бендера, с позиции советского уголовного законодательства - Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. Актуальность статьи обусловлена тем, что в советский период вопросы взаимодействия права и художественной литературы не нашли достаточного отражения в исследованиях и представленные правовые коллизии, даже имея вымышленный, воображаемый характер, способны рассказать многое о политической и социальной жизни и о людях, вовлеченных в различные правовые конфликты.
В статье анализируется жизненный путь и научное наследие известного американского правоведа и федерального судьи Р. А. Познера. С его именем связано возникновение научного направления и учебной дисциплины «Экономический анализ права». Обращено внимание на идейно-теоретические и методологические основы данного направления, сопряженного с распространением на право основных постулатов неоклассической экономической теории. Отчасти с этим связано игнорирование Познером традиционных для правоведения вопросов справедливости и пренебрежительное отношение к законности. Существенное место уделено эволюции взглядов ученого в ХХI в., на которую в отечественной литературе, особенно экономической, обращают явно недостаточное внимание. Эта эволюция шла в направлении переоценки роли влияния свободного рынка на экономические процессы и правоприменительную практику, признание более важной роли иррациональных начал в человеческом поведении. Отмечено, что современные исследователи проблем взаимодействия права и экономики, в том числе сын героя статьи Эрик Познер, придерживаются более умеренных позиций, основанных на равноправном взаимодействии права и экономики.
В статье проводится юридический анализ одного из самых известных произведений в советской литературе - романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Тема данной статьи актуальна тем, что в советский период вопросы взаимодействия права и художественной литературы не нашли достаточного отражения в исследованиях и представленные правовые коллизии, даже имея вымышленный, воображаемый характер, способны рассказать многое о политической и социальной жизни и о людях, вовлеченных в различные правовые конфликты.