Архив статей журнала
С татья посвящена обзору мероприятий по модернизации и расширению румынской военной базы «Михаил Когэлничану» при политическом и финансовом покровительстве США как стратегического партнера Румынии, считающего бассейн Черного моря зоной своих национальных интересов. Опираясь на информацию в румынских СМИ, автор объясняет, почему американские стратеги придают чрезвычайно важное значение этому военному объекту. В статье приводятся сведения о сегодняшнем наполнении базы и перспективах ее дальнейшего обустройства в контексте российской СВО в Украине.
В статье рассматривается комплекс причин, повлекший за собой изменения приоритетов в политике расширения Европейского союза. На основе анализа документов, принятых на уровне институтов ЕС в последние годы, а также заявлений и действий, сделанных их главами и лидерами стран-членов, автор приходит к выводу о попытке союза перевести проблематику расширения в новую плоскость, сместить акценты с нормативной составляющей этого процесса (европеизации) на геополитику. Такая смена приоритетов вписана в общую стратегическую цель ЕС - достижение «стратегической автономии», которая, помимо всего прочего, подразумевает вытеснение из европейского окружения потенциальных конкурентов союза (России и КНР) через процессы дальнейшей европейской интеграции.
В статье исследуется комплекс вопросов, связанных с эволюцией и современным состоянием проекта Единой Европы в контексте сложных проблем современной европейской и мировой политики. Особое внимание в статье уделяется анализу политического курса Европейского союза на постсоветском пространстве. Автор ставит, среди прочего, задачу проанализировать ретроспективу противостояния ЕС и РФ от «холодного мира» до холодной войны. В статье показана эволюция важнейшего политического проекта Единой Европы, который демонстрирует системный сбой на поворотном этапе европейской и мировой истории: стал срабатывать эффект «усталости металла», раскалывая ЕС изнутри. В частности, предоставление Украине и Республике Молдова статуса кандидата в члены Евросоюза повлекло за собой беспрецедентный рост энтропии в Новой Восточной Европе, Украина попала в эпицентр глобального противостояния в европейской и мировой политике. Так произошло усиление глобального геополитического конфликта интересов между Россией и Западом, принимавшего все более отчетливо ценностный характер, хотя его истоки просматриваются уже задолго до наших дней. Значительное внимание уделено анализу обозначенных проблем в эпоху постмодерна: мировая политика принимает вероятностный характер и выражена в «новой нормальности». Формы взаимной репрезентации образов европейского Я и российского Другого отзеркаливаются в ходе взаимной визуализации, усложняются в ходе взаимодействия и противоборствуют в горячей военно-политической фазе глобального столкновения. Это цивилизационное противостояние в последние месяцы срабатывает как распрямившаяся пружина, обнажая истоки непримиримых позиций сторон в отношении украинского конфликтного узла, затянувшегося до предела в ходе осуществления политики западных стран по сближению Украины с ЕС. Предельное обострение конфликта интересов России и евро-атлантической цивилизации в последние месяцы, недели, дни выражено предельно выпукло.
В статье рассмотрены динамика и итоги российско-американского саммита с участием глав государств, прошедшего в Женеве 16 июня 2021 г. Автор делает попытку оценить вероятность того, что достигнутые на встрече договоренности о стратегическом диалоге и поиске новых правил игры с учетом модернизации технологий станут основой для постепенного потепления в отношениях Москвы и Вашингтона.
В статье дается краткий экскурс взаимоотношений между Румынией и Украиной в ракурсе взаимных территориальных споров и обоюдной обеспокоенности положением соплеменников в соседнем государстве. Показано, как внешне сдержанные декларации румынских официальных лиц в отношении Украины не соотносятся с реальными шагами по активной культурной «румынизации» западных областей Украины, а также массовому предоставлению румынских паспортов украинским гражданам, относящим себя к румынскому или молдавскому этносу. Анализируется новый этап политики Бухареста в отношении Украины после смены власти в Киеве в 2014 г., потери Крыма и развертывания войны в Донбассе. Делается вывод, что потепление румыно-украинских отношений носит ситуативный характер, ибо румынская сторона поддерживает Украину из-за собственных опасений перед российской политикой в этом регионе и, прежде всего, в отношении Республики Молдова, которая расценивается в перспективе как неотрывная часть самой Румынии.
В статье рассматривается инициатива Восточное партнерство (ВП), которая представляет собой программу сотрудничества ЕС с шестью восточноевропейскими странами - Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Автор прослеживает динамику развития данного сотрудничества, начиная с момента зарождения идеи, ее воплощения и вплоть до настоящего времени, анализируя официальные документы, экспертные оценки, данные СМИ. Автор приходит к выводу о том, что данная инициатива ВП имеет большие возможности для развития в будущем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что, с одной стороны, для России важно сохранять добрососедские и стратегически взаимовыгодные отношения с постсоветскими государствами, с другой стороны, для ЕС восточное направление также является одним из приоритетных в политическом и экономическом плане.
Следует отметить, что на протяжении нынешнего десятилетия прослеживается заметное повышение роли белорусского государства в обсуждении и решении проблем безопасности. Основные направления политики безопасности сформулированы в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, принятой в ноябре 2010 г.’ и основанной на следующем базовом принципе: «Республика Беларусь является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса»?