Архив статей журнала
Приведена упрощённая методика расчёта глубины проникновения в грунт при морской сейсморазведке, разработанная в интересах обоснования технических характеристик элементов подводного робототехнического комплекса, предназначенного для проведения сейсморазведки подо льдом и включающего: комплект автономных необитаемых
подводных аппаратов (АНПА), оснащенных геофонами либо короткими сейсмокосами (стримерами) с датчиками-гидрофонами, а также средствами высокоточного позиционирования; подводную док-станцию, обеспечивающую доставку АНПА в район проведения работ, управление ими, а также буксировку низкочастотных гидроакустических излучателей; береговую инфраструктуру для обслуживания АНПА и док-станции.
Разработанная методика учитывает
давление, создаваемое гидроакустическим излучателем, а также потери энергии зондирующего сигнала вследствие
расширения фронта волны, прохождения сигнала в грунт и обратно, пространственного затухания при распростране-
нии сигнала в воде и в грунте, отражения от линзы, содержащей нефть либо газ. Приведены примеры расчёта глубины
проникновения в грунт для условий мелкого и глубокого морей в зависимости от давления, создаваемого излучателем,
буксируемым на глубине 100 м, при использовании приёмной антенны из гидрофонов, сформированной на глубине
100 м, а также приёмной антенны из геофонов, лежащей на дне. Качественно оценена адекватность разработанной
методики путём сравнения результатов расчёта с имеющимися экспериментальными данными.
Статья посвящена теоретическому исследованию прямолинейного нестационарного движения тонкого тела в жидкости вблизи свободной поверхности и ледяного покрова.
Рассматривается идеальная несжимаемая жидкость, движение жидкости потенциальное.
Ледяной покров моделируется плавающей вязкоупругой пластиной. Вязкоупругие свойства льда описываются моделью Кельвина-Фойгхта.
Тонкое тело заданной формы в потоке жидкости моделируется обтеканием системы источников-стоков.
Рассматриваются различные режимы движения тела: ускорение, торможение, движение с заданной скоростью.
Анализируется влияние ледяного покрова, ускорения и торможения тела на его волновое сопротивление.
Получено, что нестационарные режимы движения (ускорение и торможение) существенно
влияют на волновое сопротивление тонкого тела.
Движение с малым начальным ускорением позволяет уменьшить амплитуду первого по времени горба волнового сопротивления.
При торможении тела до полной остановки кривая волнового сопротивления носит колебательный характер.
Уменьшение коэффициента торможения приводит к уменьшению амплитуды осцилляций кривой волнового сопротивления.
Наличие ледяного покрова сглаживает горб волнового сопротивления при ускорении и уменьшает количество осцилляций и их амплитуду при торможении.