Архив статей журнала

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КРИЗИС XXI ВЕКА. ПЕРЕХОДЫ И РЕВОЛЮЦИИ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ - ОТ МЕНТАЛЬНОЙ И ЭКОСИСТЕМНОЙ ДО ПРОМЫШЛЕННОЙ (2023)
Выпуск: Том 14. Выпуск 1 (2023)
Авторы: Цитцер Оксана Юрьевна, Щеглова Ирина Юрьевна

Статья содержит характеристику цивилизационного кризиса XXI века. Рассматривается, как данный феномен находит отражение в различных сферах человеческой культуры.

Сохранить в закладках
ТРАНЗИТИВНОСТЬ И ПУТЕШЕСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВЫ ИКОННОГО РЯДА БОГОРОДИЦЫ С МЛАДЕНЦЕМ У ДОСТОЕВСКОГО (2023)
Выпуск: Том 14. Выпуск 1 (2023)
Авторы: Крейцер Александр Викторович, Рундквист Николай Антонович

Статья написана в русле внимания авторов к трансформациям округлых S-форм, являющих, по их мнению, основу христианского Пути в Слове. Пример таких форм на иконах Божией Матери, держащей на руках Христа-Младенца: два круга-нимба Богородицы и Христа, соединяющихся, когда Сын и Мать припадают друг к другу (цельность Логоса), или расходящихся, когда Сын отворачивается от Матери (распад цельности Логоса). Настоящая статья исследует путь от распада к цельности Слова на примере иконного ряда двух старорусских икон Богородицы и Коневского образа Божией Матери, когда последний служит своего рода транзитной остановкой на пути от одной иконы Марии с Младенцем к другой, что находит подтверждение в петербургском творчестве Ф. М. Достоевского.

Сохранить в закладках
ПОСРЕДНИКИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПЕРЕХОДОВ В СОВРЕМЕННОМ КИНО: ПОПЫТКА КЛАССИФИКАЦИИ (2023)
Выпуск: Том 14. Выпуск 2 (2023)
Авторы: Прокофьева Виктория Юрьевна

В статье предпринята попытка создать типологию точек пространственно-временных переходов и их посредников на основе киноисторий, включающих преодоление этих базовых категорий бытия. Прослежена зависимость вида посредника перемещения от жанра фильма и сюжетообразующей прагматики. Рассмотрены такие виды посредников подчинения континуума, как рукотворные, земные и неземные, механизмы (машина времени в прямом смысле и ее варианты: автомобиль, врата, устройства различных параметров и пр.), домашние артефакты (дневник, часы, окно, пульт от телевизора, сантехника и др.), природные и городские локусы (озеро, пещера, туннель), состояния человека (сон, смерть). В качестве материала исследования привлекались российские и западные фильмы и сериалы XX-XXI веков.

Сохранить в закладках