Архив статей журнала
В статье представлены результаты исследования роли и значимости доверия, а также доверия цифрового, в развитии общества и становления цифрового социума. Актуализируется перспективность междициплинарного подхода в изучении доверия, обеспечивающего возможность интеграции теоретико-методологического инструментария в получении системного знания по заявленной проблематике. Исходя из рассмотрения доверия, цифрового доверия в контексте междисциплинарного научного пространства, авторами отмечено, что доверие является значимым фактором, влияющим на развитие экономики, инновационную активность населения, осуществление цифровой трансформации в области бизнеса, общества и государства. Опираясь на ряд междисциплинарных исследований, сделан вывод, что особенности и уровень доверия представителей различных национально-этнических и социальных групп коррелируют с социокультурными особенностями данных групп и условиями, и детерминантами их появления, развития. Обосновано, что можно влиять на процесс формирования доверия (в том числе и цифрового) через социокультурные составляющие. Продемонстрирован ряд механизмов действенных в развитии доверия, доверия цифрового, что дает перспективу для масштабирования достигаемых эффектов при их применении в публичном управлении. Среди таковых особый интерес представляют культурные и образовательные инструменты, в том числе развитие креативных индустрий, общественных пространств, изменение технологий обучения, что ведет к формированию инновационного человеческого капитала. Интерес представляет развитие конкурирующих цифровых платформ с репутационном механизмом и защитой данных; изменение моделей управления от иерархических к сетевым механизмам менеджмента, коллегиальное управление силовыми службами, применение селективных налогов и партиципаторного бюджетирования и т.д.
В статье проанализированы современные инструменты и технологии цифровой трансформации сферы туризма, где авторами сделан акцент на систему «умный туризм». Дано представление практической реализации цифровых инструментов в туризме и их теоретическое осмысление. Авторами предложена методика синхронизации управления туристическими системами, проанализированы статистические данные и научные исследования, как отечественных, так и зарубежных авторов. Сформулированы выводы о перспективах применения методов синхронизации в сфере туризма и их специфика. Авторами подчеркивается, что цифровая экономика остро ставит вопрос о необходимости оцифровки сферы туризма, которая будут осуществляться на базе современных сквозных цифровых технологий. Авторами установлено, что практически 30% туристических организаций уже реализуют стратегию «цифровой трансформации», 70% организаций находятся на стадии планирования данной стратегии. Информационная система разрешает проблему повышения эффективности взаимодействия туристов с либо посредником, либо исполнителем туристических услуг, обеспечив надлежащую интеграцию при помощи сквозных цифровых технологий.