Архив статей журнала
Питание в школе важно для здоровья и обучения детей, воспитания привычек здорового питания. Эффективная организация питания должна быть нацелена не только на удовлетворение потребности в питательных веществах тех, кто питается в школе, но и на обеспечение доступности питания, на востребованность школьного меню, минимизацию пищевых отходов. В данной работе приведены подходы к управлению школьным питанием, его финансированию в разных странах мира и регионах России. Выявлено, что проблемы в школьном питании схожи во многих странах мира и регионах России: уровень финансирования, востребованность школьной еды, невысокая удовлетворенность школьной едой, рост пищевых отходов, необходимость бесплатного питания для многих категорий детей. На примере Республики Башкортостан показаны объем финансирования школьного питания относительно бюджета региона, на основе данных социологических опросов, проведенных в ИСИ АН РБ, показана связь между доходами семьи, наличием двух или одного родителя и удовлетворённостью питанием в школе. Обсуждаются меры по повышению качества питания в школах региона на примере опыта Финляндии и с учетом пожеланий, высказанных родителями в ходе социологических опросов.
В статье анализируется отношение молодежи к здоровью как ценности. Представлены результаты социологического исследования по оценке значимости здоровья для современной молодежи. Объектом исследования является студенческая молодежь Республики Башкортостан в возрасте до 35 лет. Используемые методы - общенаучные методы анализ и синтез, а также анкетный опрос как социологический метод. Рассмотрены основные подходы к исследованию здоровья молодежи. Материалы статьи основаны на результатах социологического опроса студенческой молодежи Республики Башкортостан, обучающихся в Уфимском университете науки и технологий (в головном вузе в г. Уфа, а также в филиалах в г. Бирск, г. Ишимбай, г. Кумертау, г. Нефтекамск, г. Сибай, г. Стерлитамак). Общее количество респондентов - 1500 человек. По результатам исследования установлено, что состояние здоровья как хорошее оценивает только 61,7% опрошенных. При этом каждый третий из четырех опрошенных (76,7%) следит за своим здоровьем. Основными способами поддержания здоровья молодежью являются занятия физкультурой, гимнастикой, спортом, зарядкой (51,9%), отказ от вредных привычек (45,1%), медицинские осмотры и диспансеризация (41,4%), правильное питание (40,7%). Выявлено, что только каждый третий молодой человек (30,2%) в свое свободное время предпочитает заниматься спортом, физкультурой. Определены основные направления молодежной политики для обеспечения здоровьесбережения молодежи и стимулирования здоровьесберегающего поведения молодежи. Установлено, что по оценкам молодежи для популяризации ведения здорового образа жизни и занятия спортом в Республике Башкортостан необходимо развивать спортивную инфраструктуру парков и зон отдыха (60,7%), спортивную инфраструктуру на территории жилых зон и во дворах (49,1%), создавать в каждой школе спортивные клубы (39,5%).
В статье исследуется влияние социальных сетей на профессиональный выбор старшеклассников. Представлены результаты социологического исследования по оценке влияния социальных сетей на профессиональный выбор старшеклассников г. Уфы. Объектом исследования являются старшеклассники г. Уфа Республики Башкортостан в возрасте 16-17 лет. Методы, используемые в статье: общенаучные методы, такие как анализ и синтез, а также социологический метод в виде анкетного опроса. В статье исследована готовность молодежи использовать информацию для профессионального самоопределения в социальных сетях, определена степень удовлетворенности молодежи информацией в социальных сетях, необходимой для профессионального самоопределения. Проведено сравнение традиционных социальных сетей и новых медиа (телеграм-каналы, подкасты) по таким критериям как актуальность, достоверность, полезность информации, понятность и оперативность информации. Определено мнение старшеклассников относительно того, как новые медиа в виде телеграм-каналов и подкастов влияют на профессиональную жизнь людей. По результатам исследования определено, что большинство респондентов используют информацию об образовательных и профессиональных стратегиях в сетях для самообразования (37,3% опрошенных), учебы (19,6%) и выбора профессии (19,6%). Выявлено, что 47,9% молодежи иногда соглашаются с мнением в профессиональной сфере, высказанным в сетях, а иногда нет. Установлено, что молодые люди предпочитают получать информацию о профессиях через подкасты и каналы в телеграм-сети, а не через традиционные социальные сети. По оценкам старшеклассников, что традиционные социальные сети теряют свою популярность в большей степени из-за намеренного искажения информации (56,9%) и присутствия рекламы (56,9%), а также из-за большего количества лишней информации (49,0%).
В статье исследуются профессиональные ориентиры современных школьников общеобразовательных учреждений, проживающих в сельской местности. Представлены результаты социологического исследования по изучению профессиональных ориентиров сельской молодежи. Объект исследования: обучающиеся 7-11 классов общеобразовательных учреждений муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан в возрасте 13-17 лет. Методы используемые в статье: общенаучные методы, такие как анализ и синтез, а также социологический метод в виде анкетного опроса. В статье выявлены факторы, по которым школьники определяют престижность той или иной профессии. Установлено, что престижность той или иной профессии у школьников определяются в большей степени такими факторами как высокая зарплата (74,4%), возможности карьерного роста (60,7%), высокий социальный статус (51,4). Исследованы установки школьников на дальнейшее обучение. Установлено. что большинство учащихся планирует учиться дальше, при этом 42,6% планируют получить высшее образование, 23,1% - среднее специальное образование, 13,8% - среднее профессионально-техническое образование. Определена востребованность различных специальностей у школьников. по результатам исследования установлено, что наиболее популярными специальностями, по которым школьники хотели бы обучаться в будущем, являются инженерное дело, технологии и технические науки (28,3%), здравоохранение и медицинские науки (24,6%), искусство и культура (20,8%). При этом обучаться сельскому хозяйству и сельскохозяйственным наукам хотело бы только 3,7% опрошенных. Выявлено, что школьники оценивают такие профессии как предприниматель, бизнесмен, специалист в области компьютерных технологий, работник медицинской сферы как самые доходные в современных условиях.