Архив статей

Политическая теология как новая наука: предмет, методология (2025)
Выпуск: № 2, Том 18 (2025)
Авторы: Полосин Вячеслав Сергеевич

В статье дается обоснование политической теологии в качестве самостоятельной научной дисциплины. О связи религии с политикой сказано очень много с древних пор, однако отсутствует специальная дисциплина, основным предметом системного изучения которой являлось бы взаимодействие религиозного фактора с политическими отношениями и которая имела бы свою методологию исследования и терминологию. Политическая деятельность осуществляется людьми, имеющими собственную мотивацию. Она формируется на основе доминирующих в обществе ценностей, на которые влияют и религия, и законы восприятия, изучаемые индивидуальной и социальной психологией. Сегодня перед наукой стоит задача системного междисциплинарного раскрытия смысла понятия «политическая теология», т. е. исследования всего механизма воздействия религиозного фактора на мотивацию и на восприятие политического процесса субъектами этого процесса, поскольку такое исследование предполагает применение в сочетании методов философии религии, философии политики, политологии, теологии и психологии.

Политическая теология есть наука, предметом которой является изучение закономерностей взаимосвязи политического процесса с религиозным фактором с позиций телеологической эпистемологии.

Сохранить в закладках
Деятельность диссертационных советов конфессиональных систем научной аттестации (2025)
Выпуск: № 1, Том 18 (2025)
Авторы: Егоров Сергей Юрьевич

Статья посвящена вопросу о соответствии деятельности конфессиональных диссертационных советов правилам и практике работы государственной системы научной аттестации в ее современном состоянии. Основное внимание сфокусировано на изучении российских православных, исламских и протестантских систем богословской научной аттестации, в рамках которых создаются и функционируют конфессиональные диссертационные советы, присуждаются и признаются богословские степени. В обширную источниковую базу были включены отечественные и зарубежные нормативные и правовые акты, внутренние установления религиозных организаций, документы и материалы о работе диссертационных советов и о присуждении богословских степеней. Исследование показало, что конфессиональная и светская научная аттестация проводятся по схожим принципам, в соответствии с сопоставимыми требованиям. Это проявляется как в организационных аспектах, так и в вопросах оценки качества кандидатских и докторских диссертаций. Подобное положение дел связано с общей установкой конфессиональных систем на сближение с актуальными государственными образцами. Наибольшее сходство обнаруживается при сравнении с работой диссоветов, созданных на базе ведущих образовательных и научных организаций, получивших право самостоятельно присуждать ученые степени в рамках государственной системы научной аттестации.

Сохранить в закладках
Роль системы мусульманского образования в Кабардино- Балкарии в приобщении исламской молодежи республики к традиционным религиозно-культурным ценностям: середина 2000 – середина 2010-х гг. (2025)
Выпуск: № 2, Том 18 (2025)
Авторы: Шибзухов Мурат Мухамедович

Автор изучает специфические черты комплекса мероприятий, проведенных мусульманскими образовательными учреждениями Кабардино-Балкарской Республики (далее КБР), направленных на приобщение исламской молодежи республики к религиозному и культурному наследию кабардинского и балкарского этносов. В работе изучена роль культурной политики ДУМ КБР и республиканской системы исламского образования в противодействии распространению идей религиозного фундаментализма, неоязыческих и сектантских концепций. В статье рассматриваются характерные особенности сотрудничества Северо-Кавказского Исламского университета имени Имама Абу Ханифы с Пятигорским государственным лингвистическим университетом в конце 2000 – середине 2010-х гг. и их роль в просвещении мусульманской молодежи КБР.

Сохранить в закладках
«Истимдад» и «карамат» в народном и книжном исламе: локальная рецепция на примере работы Р. Фахреддина (2025)
Выпуск: № 2, Том 18 (2025)
Авторы: Хамидов Евгений Нафисович, Карибуллин Айдар Ахбарович, Шафиков Ильдар Фаритович

Статья посвящена проблеме восприятия и интерпретации форм мусульманского мистицизма различными слоями мусульманского населения Волго-Уральского региона на примере работы Р. Фахреддина «Истимдад и карамат». В подавляющем большинстве случаев мистицизм и эзотерические практики в исламе так или иначе связаны с суфизмом. И, возможно, именно эта связь является причиной того, что разные социальные слои воспринимают данные практики по-разному. Главный вопрос исследования заключается в том, как жители Поволжья и Приуралья воспринимали и проецировали мусульманский мистицизм в конце XIX и начале XX веков, так как именно в этот период широкую популярность обретает «джадидитское» направление. Это также актуально в связи с тем, что Р. Фахреддин был значимой фигурой джадидитского движения. Через данную рецепцию можно также увидеть взгляды богослова на суфизм в целом и интеллектуальное влияние реформаторского направления на осмысление (рационализацию) мистических элементов в тасаввуфе.

Сохранить в закладках
Приоритеты и методология издания фетв в шафиитском мазхабе (2025)
Выпуск: № 2, Том 18 (2025)
Авторы: Хаутиев Исмаил Ахметович, Аль-Ляххам Бадиʿ ас-Саййид

В данном исследовании рассматривается методология, которой следовали правоведы шафиитского мазхаба при определении основополагающего мнения (фетвы) в рамках своего учения. В статье объясняются причины, по которым большинство правоведов VII века хиджры и последующих периодов предпочли принять мнения двух великих имамов – ар-Рафи‘и и ан-Навави, а не других. Также в статье анализируется подход, который использовали правоведы XI века хиджры и последующих периодов, принимая мнения таких выдающихся теоретиков, как шейх-аль-ислям Закариййа аль-Ансари, и ученых Шихаб-ад-дина Ахмада ибн Хаджара аль-Макки, Джамаль-ад-дина Мухаммада ибн Ахмада ар-Рамли и др. Кроме того, в статье разъясняется, чье мнение следует принимать в случае разногласий между упомянутыми учеными, и приводятся некоторые правила определения предпочтительности (тарджих) одного мнения другому. Всё это подкрепляется цитатами из трудов авторитетных исследователей мазхаба, изложенными с целью собрать их разрозненные высказывания в одном месте.

Сохранить в закладках
Знание и действие в творчестве Фарид ад-Дина Аттара (количественные методы анализа) (2025)
Выпуск: № 2, Том 18 (2025)
Авторы: Лукашев Андрей Александрович

Знание и действие – важнейшие категории исламской мысли, однако применительно к персидскому суфийскому материалу они если и были рассмотрены в академической литературе, то довольно фрагментарно. Особенно малоизученным в этом отношении остается наследие Фарид ад-Дина Аттара.

Цель статьи – исследование того, как знание, действие и связанные с ними категории (познание и очевидность) рассматриваются в творчестве Фарид ад-Дина Аттара.

Объектом исследования является корпус текстов средневекового автора.

Для формирования корпуса была проведена атрибуция поэтического наследия Аттара по методу Дельты Берроуза. На основании матрицы совместной встречаемости из корпуса сочинений Аттара были выбраны наиболее репрезентативные цитаты, представляющие интересующий нас тезаурус. Одной из сопутствующих задач было тестирование на конкретном материале методологии комбинированного чтения, сочетающего «дальнее чтение» и «пристальное чтение», полагаем, что такая методология отчасти нивелирует фактор субъективности при отборе цитат для анализа. Было установлено, что средневековый автор не стремится к утверждению рационализма; напротив, его цель – призвать читателя к мистическому сверхрационализму, к преодолению частного знания ради познания метафизической Тайны. Однако для него принципиально важна практическая составляющая данного опыта. Это не пассивность мистического детерминизма, которой зачастую характеризуют суфизм, а призыв к активному действию, которое осмысляется автором в понятиях мужественности, воинского подвига и самопожертвования.

Сохранить в закладках
Взгляд классика арабской грамматики Ибн-Джинни на функцию частиц при интерпретации Священного Корана (2025)
Выпуск: № 2, Том 18 (2025)
Авторы: Муратов Алексей Владимирович

В статье рассматривается деятельность ученого, классика и легиста положений арабской грамматики Абу-ль-Фатха ‘Усмана ибн Джинни в аспекте его вклада в науку тафсир. В частности, уделяется внимание тому, какую роль в толковании коранического текста он отводил частицам. Приведенные примеры подкрепляют тезис о том, что частицы как один из сегментов грамматики имеют важное значение для интерпретации текста Священного Корана. Использование той или иной частицы в контексте определенного коранического фрагмента может повлиять на его восприятие и дать более глубокое понимание его смысла. По этой причине Ибн-Джинни включал характеристику частиц в тафсир, также считая данный раздел грамматики арабского языка способным обогатить толкование Священного Корана и раскрыть его глубинные смыслы. Отмечено, что не только частицы являются предметом исследования. Зачастую в работах Ибн-Джинни сам коранический текст выступает в качестве довода, подкрепляющего лингвистические тезисы. Выводы данной статьи указывают на важность применения работ средневековых арабских лингвистов для углубленного понимания Корана.

Сохранить в закладках
«Мишкят аль-масабих» (Светильная ниша) как источник достоверной Сунны в системе народного образования татар XIX в.: содержание и генезис (2025)
Выпуск: № 2, Том 18 (2025)
Авторы: Салахов Абдулла Мунирович

Статья посвящена описанию свода хадисов одного из известных в истории ислама ученых-энциклопедистов аль-Хусайна аль-Багави «Масабих ас-сунна», легшего в основу получившего распространение во всем мусульманском мире и использовавшегося в системе народного образования татар в XIX в., в частности сборника хадисов «Мишкят аль-масабих». В работе приводится оглавление «Масабих ас-сунна» и подробное содержание некоторых его книг для более развернутого представления о сборнике; описаны дополнения автора «Мишкят аль-масабих» ат-Табризи к труду аль-Багави; даны некоторые биографические сведения об аль-Багави, а также представлен фрагмент из его сочинения «Шарх ас-сунна» в качестве иллюстрации учености автора. «Мишкят аль-масабих» служил источником достоверной Сунны в татарских конфессиональных школах и знакомил учащихся со значительным объемом хадисов.

Сохранить в закладках
Методологический подход Рамадана аль-Буты в теологии: между Сциллой и Харибдой (2025)
Выпуск: № 1, Том 18 (2025)
Авторы: Седанкина Татьяна Евгеньевна

В статье представлен специфический терминологический (понятийный) аппарат, используемый М.-Са‘идом М.-Рамаданом аль-Буты в книге «ас-Саляфиййа», с подробным рассмотрением понятий «арабские весы», «научно-идейный щит» и «компас», определяемых шейхом в качестве опоры методологической стези познания (манхадж), установленной праведными предшественниками, обладающими искренностью исповедания и первозданной арабской речью. На основании систематизации информации, встречающейся более чем в половине разделов книги, дается краткая характеристика исследователей, придерживающихся весов здравомыслия и отступивших от них, а также результаты их деятельности. В ходе выявления позиции Рамадана аль-Буты по поводу вопроса о границах вопрошания рассматривается его отношение к сформулированному представителями крайнего консервативного подхода кораническому запрету задавать вопросы, а также к пределам свободы авторского суждения, отстаиваемой сторонниками либерального подхода в религии. На примере классификации знаний, представленных Рамаданом аль-Буты, а также гибкости его языка и способности к деликатному подбору слов показывается, как с помощью предложенной методологии шейху удается сбалансировать крайние точки зрения, тем самым предложив умеренную позицию исламского методологического подхода.

Сохранить в закладках
Специфика распространения ислама среди казахов. Особенности развития мусульманской общины в Казахской ССР в период перестройки: середина 80 – начало 90-х гг. ХХ в. (2025)
Выпуск: № 1, Том 18 (2025)
Авторы: Люхуров Малик Хабибович

Данная статья посвящена описанию характерных особенностей развития исламской уммы в Казахской ССР в период перестройки 1985–1991 гг. Автор проводит краткий анализ специфики распространения мусульманской религии среди казахов. В статье рассмотрены особенности исламского возрождения в Казахской ССР с сравнении с особенностями данного процесса в других республиках советской Средней Азии. Автор анализирует роль казахского национального самосознания в процессе исламского возрождения в Казахстане в 1985–1991 гг. В статье описаны особенности формирования и развития Духовного управления мусульман Казахской ССР, установления партнерских связей с мусульманским миром, а также противодействия радикальному конфессиональному движению «Алаш» и проникновению в республику экстремистских идей с Ближнего Востока.

Сохранить в закладках
Теологическая база межрелигиозного диалога в исламе: история и современная интерпретация (2025)
Выпуск: № 1, Том 18 (2025)
Авторы: Гайнетдинов Динар Равильевич

Статья посвящена дискурсу межрелигиозного диалога в исламе, его инструментализации и интерпретации современными богословами. Говоря о прецедентах межрелигиозного диалога в исламе, ученые обычно обращаются к двум примерам – Наджранскому и Мединскому договорам мусульман с христианами и иудеями, чем подтверждают изначально плюралистическую и толерантную традицию мусульманской религии. В работе рассматривается интерпретация этих договоров и использование дискурсов межрелигиозного диалога современными политиками и богословами в мусульманских обществах Тунисской Республики и Объединенных Арабских Эмиратов. В работе также показано, как внутренние ресурсы мусульманской религии могут служить средством для конструирования и формирования дискурсов межрелигиозного диалога.

Сохранить в закладках
Аксиологические основания проблемы понимания между богословами ислама и иудаизма (2025)
Выпуск: № 1, Том 18 (2025)
Авторы: Гуревич Аарон Юрьевич

Статья посвящена выявлению внутренних богословских причин утраты понимания как высшей цели межрелигиозного диалога. Богословие иудаизма и ислама как тесно связанное мировой историей и каузальностью своего происхождения сталкивается с вызовом, обусловленным социально-политическим измерением современного мира. Проблема взаимопонимания в данном контексте становится ключевой и рассматривается в философском и богословском срезах.

Понимание выступает одновременно и феноменом теологии (понимание Бога, Священного Текста), и целью экзегетики, что разворачивается в контексте противостояния всеобщему злу. На когнитивном уровне это зло непонимания, связанное с искажениями естественного языка, который отвращает от истины. На уровне ценностей – это причина необходимости межрелигиозного диалога для преодоления разрозненности в идейной борьбе с инфернальной информационной силой, провоцирующей разъединение и войны.

Целью данной работы является прояснение внутренних причин непонимания в контексте иудео-мусульманского взаимодействия на богословском, теоретическом и историко-практическом уровнях, а также поиск способов их преодоления.

Сохранить в закладках