Архив статей журнала
Статья посвящена одному из аспектов проблемы формирования у младших школьников навыка письма, а именно вопросу совершенствования процесса обучения каллиграфии. В качестве ресурса для повышения качества каллиграфической стороны письма школьников рассматривается целенаправленная работа педагога по развитию у них мотивации к овладению каллиграфически правильным письмом. Обоснована необходимость проведения специальной работы в данном направлении, определены условия формирования мотивации к овладению каллиграфическим письмом, обозначены способы и средства их создания. Выявлен потенциал учебных пособий по русскому языку в составе учебно-методического комплекта «Школа России» для формирования и поддержания мотивации к овладению каллиграфически правильным письмом у обучающихся начальных классов. На основании результатов проведённого анализа определены пути совершенствования каллиграфической работы в начальной школе с целью обеспечения условий формирования у обучающихся мотивации к овладению каллиграфически правильным письмом.
Статья посвящена реализации поликультурного подхода в образовании. Поликультурное образование формирует поликультурную личность. Обосновывается необходимость системной работы по поликультурному образованию в начальной школе. В поликультурном образовании интеграция может быть: межпредметной, интеграцией видов деятельности, интеграцией видов образования, структурной. В статье рассматривается междисциплинарный урок как одна из эффективных форм реализации поликультурного образования. В статье определяются этапы подготовки поликультурного междисциплинарного урока. Раскрывается содержание поликультурного образования младших школьников на примере серии междисциплинарных уроков для 2 класса «Россия и Великобритания: диалог культур». Предлагается конспект междисциплинарного урока по УМК «Школа России» для второго класса начальной школы. В предложенном конспекте урока интегрируются школьные дисциплины: английский язык, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
В современной ситуации усиления миграции особо остро стоит проблема языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов. Подчеркивается, что знание русского языка помогает иностранному обучающемуся адаптироваться в новых для него условиях жизни. Отмечается, что успешность адаптации ребенка зависит также от постижения ребенком чужой культуры. Рассматриваются направления социокультурной адаптации: знакомство с атрибутами государственности, с яркими фактами культуры и истории российского народа; воспитание уважительного отношения к истории и культуре других народов; формирование представлений о национальном этикете.
В статье говорится о важности обучения смысловому чтению в процессе обучения, раскрывается содержание стратегий смыслового чтения. Важно начинать обучение смысловому чтению детей именно в начальной школе. Рассматриваются существующие в педагогической литературе условия формирования смыслового чтения у учащихся младших классов. Автором сделан анализ определения «смысловое чтение» с точки зрения подходов различных авторов. Освещена важность исследования проблемы смыслового чтения, раскрыты способы формирования смыслового чтения.
В данной статье обсуждается вопрос о содержании, способах и средствах формирования у младших школьников мировоззренческих, социальных установок, коммуникативных и эмоциональных качеств личности в процессе обучения русскому языку. Определены и описаны направления работы: формирование представления о языке как средстве хранения и трансляции национальной культуры; развитие восприимчивости к уникальным свойствам и возможностям русского языка; формирование уважительного отношения к этическим, нравственным нормам, обычаям и традициям в речевом поведении.
В статье рассматривается изучение разделов «Морфемика» и «Словообразование» в начальном звене общеобразовательной школы на основе метода проектной деятельности. Описаны содержание и структура работы с данным методом.
В статье рассматриваются трудности лексической работы на уроках русского неродного языка и предлагаются направления для реализации культуроведческого подхода через призму диалога культур. Приводятся возможности использования лексики с целью обогащения словаря учащихся по тематическим группам.
В статье рассматриваются особенности формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Представлен анализ теоретической психолого-педагогической и методической литературы. Проведено комплексное исследование большой группы учащихся первых классов. Представлены результаты диагностики, на основании которых предложен комплекс заданий и упражнений для уроков русского языка и литературного чтения, направленных на устранение дефицитов в знаниях и умениях исследуемой группы учеников.
В статье раскрыта актуальность развития эстетических качеств речи учащихся младших классов. Дано представление о семантике основных терминов статьи: эстетические качества речи и полисенсорный подход. Рассмотрены варианты эстетических качеств речи с их кратким описанием. Для эффективного решения вопроса развития эстетических качеств речи учащихся младших классов предложен полисенсорный подход. Уточнены наиболее актуальные виды искусства, которые можно использовать для решения поставленного вопроса. Описана их роль в развитии эстетических качеств речи учащихся младших классов. Сделан акцент на участии педагога в построении процесса развития эстетических качеств речи учащихся младших классов с использованием полисенсорного подхода.