Архив статей журнала
В условиях масштабного санкционного режима среди комплекса адаптационных мер, связанных со структурными преобразованиями в экономике, изменениями логистики поставок, пристального внимания требует активизация антикоррупционной работы. Санкции становятся триггером появления новых коррупционных практик. Цель исследования ‒ методами социологического анализа выявить «социальную легитимность» (допустимость, приемлемость) коррупционного поведения среди делового сообщества как фактор риска роста коррупции в неблагоприятных условиях санкционного давления.
Материалы и методы. Статья основана на результатах социологического исследования, проведенного авторами методом анкетного опроса по оценке уровня деловой коррупции в 2021 досанкционном и в 2022‒2023 санкционных для российской экономики годах среди делового сообщества Свердловской области (n = 500, ежегодно). С целью сопоставления региональных тенденций с общероссийскими использовались результаты социологических исследований «Бизнес-барометр коррупции в России» и «Последствия введения санкций для российского бизнеса».
Результаты исследования. Выявлены риски социальной легитимности коррупции в условиях санкций: на общем фоне негативной оценки бизнес-сообществом коррупции зафиксирован рост сторонников позиции, что коррупция способна помочь решить актуальные вопросы бизнеса, а также нейтрально относящихся к коррупционным бизнес-практикам. Выявлен рост стремления делового сообщества оправдать использование коррупционных моделей поведения привычным «так уж сложилось в России». Другой риск связан с ценностным и поведенческим диссонансом: коррупция ‒ это плохо, но в ситуации кризиса ее можно использовать.
Обсуждение и заключение. Жизненная позиция делового сообщества, в которой коррупция принимается как неизбежная норма социального взаимодействия, оказывается барьером антикоррупционной работы. Зафиксирована потребность в активизации социологических исследований по изучению культуры повседневности российского делового сообщества. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти, торгово-промышленной палатой; союзом малого и среднего бизнеса, представителями делового сообщества для активизации антикоррупционной работы.