Архив статей журнала
Введение. Одним из крупнейших станкостроительных заводов на Урале является Алапаевский станкостроительный завод (АСЗ), построенный в годы Великой Отечественной войны. Завод выпустил более 50 тыс. единиц токарно-револьверных, токарно-винторезных и специальных станков; 150 моделей завода успешно продолжают работать в 44 странах мира и более чем на 1 000 отечественных предприятий. Статья посвящена небольшому, но существенному моменту в истории Великой Отечественной войны и истории создания Алапаевского станкостроительного завода.
Результаты исследования. Один из технических специалистов завода написал в ЦК партии, доказывая необходимость использования ресурсов, направляемых на его строительство, на помощь в подъеме промышленности в освобожденных регионах страны. Он описывает ситуацию, сложившуюся со строительством АСЗ, где дает подробную характеристику этому процессу, причем доказывает ее несостоятельность. С большими трудностями, при больших затратах и в тяжелых климатических условиях Урала был возведен механический цех, установлены станки, и завод начал свое существование, как он утверждает, «хромая при этом на все четыре ноги». Почему это строительство упорно продолжается, хотя для него очевидно, что оно должно быть пересмотрено, а люди и средства должны быть направлены на другие цели? По его мнению, «не лучше ли за этот счет строить и восстанавливать освобожденные районы». В ЦК ВКП(б), управление кадров поступил ответ. На базе выстроенного в 1942-1943 гг. корпуса первой очереди и временной литейной организовано производство мелких револьверных станков типа 1322. Отмечается, что основными причинами неудовлетворительного хода строительства в 1944 г. является недостаток рабочих, транспорта и вспомогательных материалов. Областные власти просят закончить утверждение проекта и установить окончательно профиль и мощность завода по выпуску станков; обеспечить завод дополнительно строительными рабочими не менее 2 000 чел.; установить объем строительных работ на 1945 г. не менее 25 млн руб. и обеспечить стройку транспортом, горючим, фуражом и теплой одеждой.
Заключение. К моменту обсуждения жалобщик выехал в освобожденные регионы, и судьба его неизвестна. Указанные им недостатки были в той или иной мере ликвидированы. Однако проявление устремлений простых граждан Советского Союза, направленное на заботу о судьбе освобожденных регионов и необходимость оказания им помощи в деле подъема промышленности, дорогого стоит. Данный сюжет - достойный тому пример. Завод был достроен и стал украшением Министерства станкостроения СССР.