Архив статей журнала

ПРИНЦИП АССОЦИАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ У СТУДЕНТОВ ФОРТЕПИАННЫХ КЛАССОВ В ВУЗАХ КИТАЯ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Чжоу Лу

В статье раскрывается идея реализации принципа ассоциативности при обучении игре на фортепиано студентов музыкальных вузов Китая. Данный принцип позволяет привлекать художественные образы для изучения фортепианных произведений из разных видов искусства, что помогает восприятию студентами образного содержания европейских фортепианных произведений. Цель статьи - обоснование комплекса методов художественного образования, соответствующих принципу ассоциативности, что помогает китайским студентам достичь выразительности в исполнении европейской музыки. Метод широких ассоциаций используется для активизации личностного эмоционального опыта в трактовке образного содержания разучиваемых фортепианных пьес. Метод художественных ассоциаций направлен на развитие умений анализировать музыкальную форму произведений через аналогии с другими видами искусства. Метод творческого музицирования связан с применением разных видов музыкальной деятельности для создания музыкально-звуковых ассоциаций и со-творческой исполнительской трактовки образного содержания исполняемых произведений. В статье приведены примеры творческих заданий, разработанных в рамках каждого метода: подбор иллюстраций, соответствующих основному эмоциональному тону пьесы, разработка эмоционального плана пьесы с помощью цветовых сочетаний, создание слайд-фильмов, передающих через смену репродукций эмоциональную драматургию пьесы, игра по условной партитуре, создание темброво-шумовых композиций и пр. Выявлено, что опора на принцип ассоциативности в обучении китайских студентов игре на фортепиано обогащает их художественный опыт, способствует развитию образного восприятия и выразительного исполнения европейской фортепианной музыки, стимулирует интерес к ее самостоятельному изучению для будущей профессиональной деятельности.


Сохранить в закладках
"ДЕТСКАЯ МУЗЫКА" В ФОРМИРОВАНИИ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Ли Шимэй, Тагильцева Наталия Григорьевна

В новых Стандартах обязательного образования в сфере искусства, появившихся в Китае в 2022 году, выдвигаются требования по развитию общей и музыкальной культуры обучающихся, формированию у них умений слушать музыку в процессе ознакомления с произведениями китайской академической музыки и мирового классического наследия. Примером такой музыки могут стать произведения известных китайских композиторов и всемирно известных композиторов-классиков, которые сочиняли циклы произведений для детей. К таким соответствующим уровню восприятия детей и их техническим возможностям произведениям относятся циклы произведений, называемые альбомами. В китайском школьном музыкальном образовании такие всемирно известные детские альбомы являются мало используемыми. Цель данной статьи - раскрыть принципы введения циклов детской музыки в систему школьного музыкального образования: «доступность обучения», «тематизм», «историзм» включения художественного материала в содержание урока, а также представить методы и приемы, способствующие формированию слушательской культуры обучающихся в начальной китайской школе. Методами поиска путей достижения поставленной цели являются: анализ литературы по музыкальной педагогике китайских и российских авторов, контент-анализ музыкального материала для слушания музыки на уроке в школах Китая, обобщение идей китайских и российских авторов по проблеме формирования слушательской культуры школьников. Материалы статьи могут быть полезны для всех тех, кто изучает систему развития музыкального образования в Китае, а также новые подходы к организации процесса формирования слушательской культуры школьников на уроках музыки.


Сохранить в закладках