Архив статей журнала
В новых Стандартах обязательного образования в сфере искусства, появившихся в Китае в 2022 году, выдвигаются требования по развитию общей и музыкальной культуры обучающихся, формированию у них умений слушать музыку в процессе ознакомления с произведениями китайской академической музыки и мирового классического наследия. Примером такой музыки могут стать произведения известных китайских композиторов и всемирно известных композиторов-классиков, которые сочиняли циклы произведений для детей. К таким соответствующим уровню восприятия детей и их техническим возможностям произведениям относятся циклы произведений, называемые альбомами. В китайском школьном музыкальном образовании такие всемирно известные детские альбомы являются мало используемыми. Цель данной статьи - раскрыть принципы введения циклов детской музыки в систему школьного музыкального образования: «доступность обучения», «тематизм», «историзм» включения художественного материала в содержание урока, а также представить методы и приемы, способствующие формированию слушательской культуры обучающихся в начальной китайской школе. Методами поиска путей достижения поставленной цели являются: анализ литературы по музыкальной педагогике китайских и российских авторов, контент-анализ музыкального материала для слушания музыки на уроке в школах Китая, обобщение идей китайских и российских авторов по проблеме формирования слушательской культуры школьников. Материалы статьи могут быть полезны для всех тех, кто изучает систему развития музыкального образования в Китае, а также новые подходы к организации процесса формирования слушательской культуры школьников на уроках музыки.
В данной статье раскрываются особенности формирования функциональной математической грамотности у детей младшего школьного возраста. Целью статьи является описание разнообразных средств, направленных на формирование функциональной математической грамотности младших школьников в процессе обучения математике. В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация фактов. В статье раскрываются такие понятия, как «функциональная грамотность», «функциональная математическая грамотность». Отмечается, что функциональная грамотность - это не новые знания, это компетенции - готовность и способность школьника к решению проблем, готовность и способность действовать с опорой на жизненный опыт и на уже полученные знания, способность к обобщениям, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков для решения различных жизненных проблемных ситуаций, готовность к самообразованию. Одной из составляющих функциональной грамотности является математическая грамотность. Математическая грамотность позволяет увидеть практическую составляющую предмета и применить ее в конкретной жизненной ситуации. Для формирования математической грамотности предлагается ориентироваться на следующие этапы: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный этапы. В статье описаны разнообразные средства формирования функциональной математической грамотности в начальной школе: ситуативные задачи, в условии которых используются реальные ситуации, основанные на жизненном опыте учащихся, цифровые тренажеры, проекты. Новизна исследования: представлена методика работы над ситуативными задачами на уроке математики, выделены позиции, по которым можно проводить анализ фрагмента урока по формированию математической грамотности. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов при организации процесса обучения математике.