Архив статей журнала
В настоящее время в государственной политике разных стран активно продвигается повестка на разрушение идентичности семейных устоев, подмену понятий родительства и материнства в целом. При осуществлении данной политики в обществе меняется парадигма психоэмоциональных состояний человека, и последствия этих глобальных изменений семейной идентичности еще предстоит оценить в будущем. Как показывают исследования, семья, в ее традиционном союзе мужчины и женщины, является «ячейкой общества», «крепким фундаментом», которые позволяют человеку позитивно преодолевать возникающие вокруг него невзгоды, трудности, которые могут встречаться на жизненном пути. Соответственно, общество становится эмоционально устойчивым, психологически здоровым, трудоспособным, а как следствие, и государство развитым с точки зрения благополучной демографической ситуации, а также средой производства и потребления. Поэтому наше исследование посвящено изучению влияния субъективного переживания одиночества женщин, испытывающих сложности построения брачных отношений. В исследовании приняли участие 390 женщин в возрасте 23-45 лет. Формирование контрольной и экспериментальной выборок осуществлялось на основе авторской анкеты, позволившей уточнить социально-психологические характеристики респондентов и их статус. Обязательным условием включения в экспериментальную группу являлось отсутствие отношений с выраженным желанием иметь партнера. Контрольную группу составили женщины, состоящие в браке. Субъективное переживание одиночества оценивалось батарей диагностических методик: диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, изучения личностных особенностей и состояний людей Шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульман (адаптация О. Кравцовой), опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, методика самоотношения В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева). Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики с применением программы SPSS версии 17. По результатам исследования были установлены множественные различия психоэмоциональной сферы респондентов и показана взаимосвязь между самоотношением к себе и другим людям, к миру в целом у женщин, находящихся в брачном союзе, и женщин, которые не состоят в отношении с мужчиной, но испытывают потребность в их создании. Установлено, что респонденты, состоящие в брачных отношениях, спокойнее воспринимают одиночество как возможность уединения и время для размышления о своей жизни и выстраивания плана по управлению внешней средой для достижения значимых, личных целей. Высокие значения по шкале психологического благополучия в группе женщин, состоящих в брачном союзе, свидетельствуют о снижении чувства одиночества личности и общей конфликтности, повышают уверенность человека в собственных силах, способствуют установлению и поддержанию доброжелательных, близких отношений с другими людьми, а также повышают интерес человека к собственной личности и своему Я. В то время как женщины, не состоящие в отношениях, в целом воспринимают мир как менее доброжелательный, с большим количеством несчастий, а также оценивают свою личность и черты характера отрицательно, полагая, что в них гораздо меньше положительных качеств, чем в других людях, что приводит к снижению уровня самооценки и степени удовлетворенности собой. Также отмечено, что женщины, не находящиеся в отношениях с мужчиной, проявляют депрессивные признаки эмоционального состояния, ярко выражены самообвинения, нестабильный эмоциональный фон, отсутствие ощущения справедливости и благосклонности мира, явно проявлено наличие внутренних конфликтов как результат неудовлетворенности собой и своей личностью. По результатам проведенного исследования субъективного переживания одиночества женщин, испытывающих сложности в построении брачных отношений, могут быть сформулированы практические рекомендации в консультировании и психотерапии. Познание особенностей субъективного опыта переживания одиночества (саморефлексия и переосмысление негативного жизненного опыта, добровольность, личностная готовность) и специфических результатов (восстановление ресурсов и позитивные эффекты уединения; личностные изменения; опыт значимых личностных переживаний) помогает ориентировать на продуктивное проживание времени наедине с собой.
Проблема формирования коммуникативных навыков обучающихся раннего юношеского возраста является актуальной для профессионального образования. Цель исследования - описание характеристик Я-концепции в сфере общения обучающихся раннего юношеского возраста как предпосылки для формирования коммуникативных навыков в процессе профессиональной подготовки. Для этого дана характеристика психологических особенностей раннего юношеского возраста, описаны основные подходы к пониманию и функционированию феномена «Я-концепции»: социальная природа формирования, взаимосвязь с оценками окружающих значимых людей, регулятивная функция Я-концепции. Проведено экспериментальное изучение Я-концепции в сфере общения с помощью методики «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан. В исследовании принял участие 171 обучающийся общеобразовательной школы с 9 по 11 класс. Возраст участников исследования находится в диапазоне от 15 до 17 лет, среднее значение - 16,1 лет ± 0,78. В выборку были включены только анкеты, имеющие низкие показатели шкалы социальной желательности. Результаты изучения показали преобладание высокой самооценки умения общаться, популярности среди сверстников, удовлетворенности сферой общения в ответах обучающихся раннего юношеского возраста. Отсутствие значимых различий в ответах юношей и девушек в самооценках сферы общения. Отмечена тенденция к более низкой оценке умения общаться обучающими 9-х классов. Качественный анализ ответов выявил меньшую представленность лидерских навыков, сомнения в хорошем отношении других людей и ограниченность круга друзей в подвыборках 9-х и 10-11 классов. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Понимание особенностей Я-концепции в сфере общения поможет проектировать образовательные курсы и программы, направленные на формирование коммуникативных навыков, способствующих реализации лидерской роли обучающихся, потребности в самоутверждении и овладении общей культурой общения для решения задач межличностного общения.