Архив статей журнала
Международные конфликты - тема, которая неизбежно находит отражение в явлениях массовой культуры - СМИ, музыке, кинематографе, изобразительном искусстве. Репрезентация действий противоборствующих сторон в СМИ, кино или в сюжетах компьютерных игр во многом оказывает существенное влияние на формирование представлений о событиях - ведь в данном случае речь идет о воздействии на эмоции людей. В статье проанализированы особенности репрезентации событий Второй мировой войны в комиксах, изданных в Германии, стране, для которой проблема переосмысления и преодоления нацистского прошлого имеет непреходящее значение. Автор предпринимает попытку изучения комикса как средства формирования и трансформации исторических представлений, прежде всего, в молодежной среде.
В статье рассматриваются важные аспекты, связанные с проблемой субкультурной памяти летчиков-истребителей Второй мировой войны, советских и немецких, в ее взаимодействии с другими видами памяти - культурной памятью, контрпамятью. На материале эго-документов 1940-2000-х гг. исследуются основные моменты, характеризующие поведение «рыцарей неба», объясняется, почему некоторые темы, актуальные для субкультурного самосознания летчиков-истребителей (отношение к пленным летчикам, воздушные поединки, проблема партийности/беспартийности), не могли найти полного отражения в источниках личного происхождения или же, наоборот, настойчиво выдвигались в них на первый план. Анализируется, каким образом одна из самых знаменитых субкультур Второй мировой войны смогла противостоять инерции противоборства «войн памяти», попытавшись найти разумный компромисс.
В статье рассматривается отражение событий Второй мировой войны в дневниках Г. Эфрона 1940-1943 гг. На основе недавно ставших доступными для исследователей эго-документов анализируется основной комплекс представлений, связанных у автора с осмыслением военной действительности Второй мировой войны и ее влияния на проблему личностной авторской рефлексии. Среди основных тем, поднимаемых в дневниках, исследуется восприятие Г. Эфроном (Муром) хода военных действий в Западной Европе 1940 г. и их возможного влияния на будущую войну гитлеровской Германии с СССР, проблема национальной самоидентификации автора, учитывая его многолетнюю культурную связь с Францией, отношение автора дневника к советской действительности 1940-1943 гг. Особое место в статье занимают размышления сына М. Цветаевой о своей будущей карьере в контексте все возрастающего давления советских социально-политических институтов, мотивирующих молодежь на получение «рабочей» профессии.