Архив статей журнала
Термин «интеллектуал» часто соотносится с понятием «интеллигенция» и крайне редко с термином «интеллигент». При этом интеллектуалами чаще и смелее называют представителей национальной интеллигенции зарубежных стран, а интеллигентами — персонажей русского «мыслящего класса», даже оказавшихся за рубежом. Неоднократно предпринимавшиеся попытки объединить тех и других на основе общности социального положения и функций в едином восприятии в контексте российского интеллигентоведения успеха не имели. Прослеживается история вопроса за тридцать с лишним лет существования ивановской интеллигентоведческой школы в контексте взглядов широкого круга отечественных и зарубежных исследователей. Особое внимание уделяется восприятию и трактовке интеллектуалов в четырех коллективных монографиях, изданных ивановскими единомышленниками под руководством профессора В. С. Меметова (2008, 2010), профессоров В. С. Меметова и В. Л. Черноперова (2014, 2016), их собственным взглядам на проблему. Показано, что отождествление интеллигентов и интеллектуалов на сегодняшнем уровне теоретического осмысления истории и роли в современном мире интеллигенции допустимо, но только при функционально-социологическом подходе.
Автор вспоминает о встречах и общении с профессором В. С. Меметовым; о научных конференциях, посвященных проблемам интеллигенции, проходивших в Иваново; о работе Ивановского центра интеллигентоведения.
Затрагивается широкий круг вопросов, связанных с развитием В. С. Меметова как ученого-исследователя и организатора науки. Анализируется сложный комплексный феномен интеллигентоведения как научного направления и школы, вклад ученого в его становление. Указывается, что именно В. С. Меметов пришел к выводу о том, что наличие нескольких трактовок понятия «интеллигенция» объясняется многоликостью объекта изучения. Он подчеркивал, что интеллигенция — очень сложное общественное явление, поэтому изучение этого феномена долж-пока еще слабоизученные вопросы, связанные с деятельностью российской интеллигенции и западных интеллектуалов.
Значительное внимание уделено деятельности В. С. Меметова как организатора науки: проведению научных конференций, редактированию журнала «Интеллигенция и мир», подготовке и изданию коллективных монографий. Особо отмечается роль В. С. Меметова в развитии интеллигентоведения не только как направления научных поисков, но и как учебной дисциплины.
Обосновывается вывод о том, что интеллигентоведение как системное изучение интеллектуального и творческого потенциала личности, как учебная дисциплина, способствующая реализации этого потенциала, заняло свое место в перспективных направлениях науки и педагогической практики. но носить комплексный характер. Ему удалось проанализировать многие