Архив статей журнала
Статья посвящена истории зарождения и становления научной школы доктора исторических наук, профессора В. С. Меметова. Автор статьи доказывает, что базовой идеей, которую В. С. Меметов со своими учениками разрабатывал много лет, была идея необходимости междисциплинарного подхода к изучению феномена отечественной интеллигенции, создания специального научного направления, которое сам В. С. Меметов и многие его единомышленники назвали «интеллигентоведением». В статье отмечена та важная роль в формировании научной школы профессора В. С. Меметова, которую сыграли: Межвузовский центр РФ «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества», научные конференции по истории интеллигенции, организованные на базе Ивановского государственного университета; деятельность журнала «Интеллигенция и мир».
В статье рассматривается история Верхневолжского государственного агробиотехнологического университета — старейшего аграрного вуза Верхнего Поволжья. Авторы анализируют предпосылки возникновения высшего образования в Ивановском крае, изучают экономические и социальные факторы формирования системы подготовки кадров для сельского хозяйства. Подчеркивается, что планы организации высшего учебного заведения политехнического профиля в Иваново-Вознесенске существовали еще в досоветский период. Но только после установления советской власти возникли политические и организационные предпосылки для возникновения политехникума. Отмечается роль в этом процессе М. В. Фрунзе и А. В. Луначарского. В истории Ивановской сельскохозяйственной академии выделяется не-сколько этапов. Первый — агрономический (сельскохозяйственный) факультет в рамках Иваново-Вознесенского политехнического института, затем — самостоятельный сельскохозяйственный институт, и следующий этап — сельскохозяйственная академия и агробиотехнологический университет. На каждом этапе перед вузом вставали определенные проблемы, каждый период развития отличался своими особенностями. Ивановский сельскохозяйственный институт разделил вместе с народами СССР все трудности и испытания, выпавшие на долю страны в XX веке. Студенты и преподаватели вуза участвовали в Советско-финляндской и Великой Отечественной войнах, институт в некоторой степени затронула репрессивная кампания против ученых-генетиков, учащиеся и представители педагогического коллектива осваивали целинные и залежные земли. Определенные трудности пришлось преодолеть в 1990—2000-е гг., в период экономических реформ и социальных трансформаций. Но вуз в эти годы не только не утратил прежние позиции, но и приумножил их: расширился спектр направлений подготовки кадров, институт был преобразован в сельскохозяйственную академию. В статье изучается вклад конкретных ученых, отмечаются такие имена, как выпускник ивановского вуза, ученый-генетик, академик Д. К. Беляев, создатель дендрария Л. П. Шуйский, академик РАСХН Ю. Ф. Петров и др.
На основе анализа с помощью историко-антропо-логического и просопографического подходов к многочисленным приме-рам разносторонних международных контактов ученых Белорусского государственного университета (БГУ) в 1921—1941 гг. выделены и систематизированы их главные направления и формы: творческие командировки профессорско-преподавательского состава в научно-образовательные центры СССР и за границу для повышения квалификации; участие ученых БГУ в научных мероприятиях в университетах и исследовательских институтах Запада; приглашение европейских коллег в Минск для участия в различных научных мероприятиях, в том числе во всебелорусских конференциях; востребованность публикаций белорусских авто-ров за рубежом и их публикационная активность в европейских журналах; приоритеты по отношению к преподаванию иностранных языков; пополнение библиотеки БГУ, государственной, иностранной литературой как путем прямого книгообмена, так и благодаря заинтересованному со-действию со стороны многих представителей профессуры и преподавателей; зарубежная материально-финансовая помощь; фиксирование в учеб-ных планах и программах дисциплин как по естественнонаучным, так и гуманитарным направлениям современных мировых тенденций подготовки специалистов.
Отмечается, что конкретные научные связи основывались на личном авторитете того или иного белорусского ученого, а также на до-статочно быстром росте авторитета всего коллектива БГУ. И хотя уча-стие видных представителей коллектива БГУ в зарубежных научных форумах осуществлялось в том числе и в составе союзных делегаций, однако прежде всего подобные зарубежные контакты были обусловлены авторитетностью ученых БГУ как среди зарубежных, так и своих, советских, коллег. Сделан вывод, что становление и трансформация международного сотрудничества первого университета Беларуси про-ходили в сопряжении с постоянно изменявшейся внутренней и внешней общественно-политической ситуацией и в условиях доминирования властных установок.