ISSN 1815-9834 · EISSN 2587-5957
Языки: ru · en

Архив статей журнала

ГОРОДА В СИСТЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ВЫБОР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ (2024)
Выпуск: Том 20 № 2 (2024)
Авторы: Украинский Вадим Николаевич

Выбор инструментов научного исследования - задача важная и часто нетривиальная, особенно когда в фокусе внимания ученого находятся сложные объекты. Системы расселения, безусловно, являются такими объектами. Простой выбор в пользу широко известной теории в данном случае далеко не всегда будет самым правильным вариантом. В частности, теория центральных мест В. Кристаллера относится к числу тех концепций, мимо которых не прошла, пожалуй, большая часть исследователей, изучавших системы расселения. Однако анализ тех ограничений, которые заложены в эту теорию ее базовыми предположениями, показывает, что область эмпирического применения этой теории является достаточно узкой. Описанная в настоящей работе в самых общих чертах специфика опорного каркаса системы расселения Южной макроэкономической зоны Дальнего Востока («нанизанность» большей части крупнейших городов зоны на полимагистраль) обуславливает предпочтительное использование коридорного подхода. Как представляется, концепция «коридора» (вкупе с подкрепляющими ее концепциями - оси развития, города-врата, полюсы интеграции и т. п.) обладает достаточной объяснительной силой для изучения особенностей развития указанной системы расселения.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКИМИ РЕГИОНАМИ С УЧЕТОМ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (2024)
Выпуск: Том 20 № 1 (2024)
Авторы: Галимов Дмитрий Ирекович, Гнидченко Андрей Андреевич, Сальников Владимир Алексеевич

Исследование посвящено оценке средневзвешенных расстояний между регионами России по разным метрикам - кратчайших расстояний на сфере и дистанции по железным и автомобильным дорогам. Подобные сводные оценки необходимы исследователям межрегиональных процессов, таких как миграция и грузоперевозки, однако в публичном доступе отсутствуют. В статье этот пробел восполняется. Подробно описываются методики оценки расстояний по разным метрикам (на основе данных Росжелдора о тарифных расстояниях между железнодорожными станциями, сведений о координатах и численности населения городов, сервисов расчета расстояний между городами). Предлагаемые метрики можно рассматривать в качестве метрики экономического расстояния, разработанного в контексте исследований гравитационных взаимодействий. Оценки расстояний между российскими регионами выполнены на актуальных данных высокой степени детализации (использованы данные о расстояниях между 2840 железнодорожными станциями, о численности жителей около 10 000 населенных пунктов). Результаты оценок выложены в открытом доступе для свободного использования в научно-практических целях. Обсуждаются и интерпретируются случаи значительных расхождений в оценках расстояний между регионами России по разным метрикам. Показано, что особенности транспортной инфраструктуры определяют для ряда регионов необходимость в зависимости от задачи использовать различные метрики межрегиональных расстояний. Оценено средневзвешенное расстояние между всеми субъектами РФ с учетом изменения региональной структуры населения; на этой основе показано, что с начала 1990-х гг. миграция населения шла в направлении регионов, обладающих большей относительной транспортной связностью.

Сохранить в закладках