Архив статей журнала
Исследование посвящено оценке экономических эффектов технологических инноваций в обрабатывающей промышленности регионов России с детализацией Дальнего Востока. Исследование выполнено на материалах официальной статистики Росстата и охватывает интервал 2006-2020 гг. с детализацией периодов 2006-2013 и 2014-2020 гг. Установлено, что в 2006-2020 гг. технологические инновации значимо и положительно влияли на производительность российских обрабатывающих предприятий регионов в среднем по стране. Эффект продуктовых инноваций наиболее сильно проявлялся в 2006-2013 гг. на фоне финансово-экономического кризиса и последующего восстановления российской промышленности. Эффект процессных инноваций, напротив, набрал силу только в 2014-2020 гг. по мере закрытия для российских производителей внешних рынков. Показано, что технологические инновации не являются доминирующим фактором наращивания производительности обрабатывающих предприятий. В обрабатывающих отраслях производительность в большей степени зависит от авторегрессионного эффекта, а также от отраслевого окружения предприятий и инфраструктурных ограничений, в рамках которых они функционируют. Суммарно эффект этих факторов на производительность в 1,5 раза превышает эффект инноваций. Показано, что в обрабатывающей промышленности Дальнего Востока эффект совокупного объема технологических инноваций на производительность в 1,5-2 раза меньше, чем в целом по стране, что можно объяснить низкой эффективностью процессных инноваций. При этом обрабатывающие предприятия округа демонстрируют повышенный относительно среднероссийского уровня (на 25-40%) эффект продуктовых инноваций, что связывается с большей зависимостью предприятий округа от выполнения единичных заказов.
Обобщен опыт освоения и развития Дальнего Востока России с разных направлений, в разных масштабах времени и пространства, начиная c основания в 1860 г. Владивостока - наиболее удаленного от обеих русских столиц крупного города. Показано, что морской (восточный) путь в прошлом и космический в наши дни играют не меньшую роль в освоении макрорегиона, чем традиционный сухопутный (западный). Морские схемы играли решающую роль до пуска Транссиба целиком по территории России в 1916 г., а с начала 1970-х гг. симбиоз цифровых и космических технологий позволяет снимать ограничения в пространственной доступности все более широкого набора функций, территорий и акваторий, параллельно расширяя возможности для их консолидации и интеграции как в национальную территорию России, так и в Большую Евразию. Освоение космоса как части геосферы заложило фундамент трансформации традиционной модели пространственного развития Дальнего Востока на основе конкуренции и попеременного доминирования сухопутного и морского путей его освоения. С начала 1970-х гг. в рамках этой трансформации постепенно гармонизируется разделение труда между видами и системами транспорта и трассами сообщений, когда схемы развития макрорегиона с моря и с суши все чаще выступают не как конкурирующие, а как взаимодополняющие.
90-летием со дня рождения Александра Соломоновича Шейнгауза – профессора, доктора сельскохозяйственных наук, заслуженного деятеля науки РФ, выдающегося ученого с мировым именем, основателя региональной научной школы рационального природопользования на Дальнем Востоке – отмечен для коллектива Института экономических исследований ДВО РАН февраль 2023 года.
3–6 сентября 2024 г. состоялся IX Восточный экономический форум (ВЭФ) (кампус ДВФУ, о. Русский), г. Владивосток. Главная тема данного мероприятия – «Дальний Восток 2030. Объединим усилия, создавая возможности». В этом году в форуме приняли участие более 7 тыс. человек из 75 стран, включая 16 недружественных. На площадке подписано более 300 соглашений на общую сумму 5,5 трлн рублей. Организаторы ВЭФ – Фонд Росконгресс и Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Морской конгресс Дальний Восток проводился 30–31 мая 2024 г. в г. Владивостоке. Организатором конгресса выступили ООО «НЕВА-Интернэшнл» при поддержке Правительства Приморского края. Общее число участников Конгресса – более 1,2 тыс. человек из 5 стран мира. Деловая программа Конгресса включала пленарное заседание с участием первых лиц отрасли, стратегические сессии и круглые столы – всего более 30 мероприятий. В дискуссии принимали участие ведущие российские и международные эксперты, а также руководители крупнейших предприятий в сфере судостроения, судоремонта, судоходства, портовой деятельности, морской логистики и добычи водных биологических ресурсов, операторов железной дороги и грузоотправителей.
В работе анализируется содержание и особенности монографии «Анализ и оценка процессов создания и развития в Азиатской России транспортной магистральной сети различного назначения». Отмечается, что монография основана на сочетании макроэкономического и отраслевого подходов. Показаны особенности монографии, отличающие ее от научных публикаций по вопросам функционирования транспорта восточных регионов России на современном этапе геополитических шоков. Первая - комплексность подхода, выражающаяся в широком перечне объектов исследования (грузовой и пассажирский сегменты, железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной виды транспорта). Вторая особенность монографии заключается в широком представлении теоретических, методических, практических результатов исследований, включая обзор подходов к изучению транспортной инфраструктуры как фактора пространственного развития, анализ тенденций и ключевых проблем грузового и пассажирского сегментов, прогнозные оценки развития экономики и транспорта в долгосрочном периоде (2035 г.), изучение перспективных технологий и возможностей экологизации транспортных процессов. Третья особенность - соседство парадигм «инфраструктура для производства» и «инфраструктура для человека», подчеркивающее социальную значимость принимаемых в транспортном комплексе решений. В целом монография представляет системный взгляд на современную ситуацию и развитие транспортного комплекса восточных регионов России. В то же время привлечение к работе над монографией большого числа экспертов (из четырех учреждений) определяет сложности соблюдения единого подхода при работе с текстом и общей координации работы. Последнее отражается, с одной стороны, в наличии содержательных повторов отдельных проблемных моментов в разделах монографии, с другой стороны - в отсутствии в монографии важных для транспортного комплекса восточных регионов России аспектов (например, динамика тарифной политики, эффективное развитие системы пунктов пропуска через государственную границу, оценка регулирующего воздействия на транспортный комплекс при изменении институциональных условий использования ограниченной инфраструктуры и пр.).
Цель исследования - количественная оценка влияния интеграционных и геополитических факторов на торговлю Дальнего Востока России с зарубежными странами. Полученные на основе гравитационного моделирования для 2000-2021 гг. оценки выявили стимулирующее влияние на внешнюю торговлю Дальнего Востока интеграционных факторов (участие России и стран - торговых партнеров в ВТО; участие России в «глубоких» торговых соглашениях) и сдерживающее - в геополитических (острое политическое противостояние России с зарубежными странами; санкции, введенные против российской экономики). Установлено, что участие России и стран - торговых партнеров в ВТО способствовало увеличению внешней торговли Дальнего Востока на 58%. Определено положительное опосредованное влияние «фактора ВТО» и стимулирующее воздействие глобальной экономической конъюнктуры на внешний товарооборот Дальнего Востока, указывая на «чувствительность» открытой экономики макрорегиона к либерализации торговли на глобальном уровне. Выявлено, что создание Россией «глубоких» интеграционных форматов со странами ЕАЭС и Вьетнамом способствовало увеличению товарооборота Дальнего Востока с ними на 141%, однако доля во внешней торговле макрорегиона данных экономик была небольшой. Обнаружено, что наличие острого политического конфликта между Россией и зарубежными странами сокращало торговлю Дальнего Востока с этими государствами на 79%, однако по причине малой доли этих стран в товарообороте макрорегиона данный эффект был практически незаметен. Определено, что введение санкций против России со стороны ряда западных стран в 2014-2021 гг. привело к сокращению товарооборота Дальнего Востока с ними на 43% и могло способствовать ускоренному сооружению инфраструктуры для поставок углеводородного сырья на китайский рынок, ограничивая возможности для географической диверсификации экспорта макрорегиона.