Архив статей журнала
Исследование посвящено оценке средневзвешенных расстояний между регионами России по разным метрикам - кратчайших расстояний на сфере и дистанции по железным и автомобильным дорогам. Подобные сводные оценки необходимы исследователям межрегиональных процессов, таких как миграция и грузоперевозки, однако в публичном доступе отсутствуют. В статье этот пробел восполняется. Подробно описываются методики оценки расстояний по разным метрикам (на основе данных Росжелдора о тарифных расстояниях между железнодорожными станциями, сведений о координатах и численности населения городов, сервисов расчета расстояний между городами). Предлагаемые метрики можно рассматривать в качестве метрики экономического расстояния, разработанного в контексте исследований гравитационных взаимодействий. Оценки расстояний между российскими регионами выполнены на актуальных данных высокой степени детализации (использованы данные о расстояниях между 2840 железнодорожными станциями, о численности жителей около 10 000 населенных пунктов). Результаты оценок выложены в открытом доступе для свободного использования в научно-практических целях. Обсуждаются и интерпретируются случаи значительных расхождений в оценках расстояний между регионами России по разным метрикам. Показано, что особенности транспортной инфраструктуры определяют для ряда регионов необходимость в зависимости от задачи использовать различные метрики межрегиональных расстояний. Оценено средневзвешенное расстояние между всеми субъектами РФ с учетом изменения региональной структуры населения; на этой основе показано, что с начала 1990-х гг. миграция населения шла в направлении регионов, обладающих большей относительной транспортной связностью.
В статье представлен анализ рынков продукции ТЭК в России: нефти, природного газа, угля, электрической и тепловой энергии. Выделены особенности рынков продукции ТЭК: множественность регулирующих воздействий, зависимость географических границ рынков от развития соответствующей инфраструктуры, наличие вертикальной и горизонтальной интеграции, высокая зависимость национальных рынков продукции комплекса от соответствующих мировых рынков. Сочетание описанных особенностей на каждом из рынков продукции ТЭК формирует разнообразные условия их функционирования в границах национальной экономики, что задает направление потоков и определяет развитие соответствующей транспортной инфраструктуры, которые, в свою очередь, проявляются в пространственной организации рынков продукции (географической сегментации). Алгоритм исследования состоял из анализа отраслевых рынков на основе параметров: свойства энергоресурса как товара, ресурсная база, характеристики производителей, структура потребления, развитие инфраструктуры, институциональные условия. На основе сочетания параметров были выделены сегменты для каждого из рынков продукции ТЭК. На рынке нефти, природного газа, угля и тепловой энергии выделено по два сегмента: западный и восточный. На рынке угля в рамках восточного сегмента выделено два: восточный прибрежный и восточный материковый. На рынке электрической энергии выделено три сегмента: западный, восточный и северо-восточный. Проведенный анализ позволяет выделить западный и восточный сегменты на каждом из рынков продукции ТЭК, диаметрально различающиеся по своим характеристикам. Устойчивость распределения территорий страны по сегментам позволяет предположить наличие инвариантов, определяемых параметрами физического пространства, действие которых слабо поддается регуляторным воздействиям.