Архив статей журнала
Целью исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, стал статистический анализ уровня жизни населения регионов Севера России. В число задач вошли: теоретическое обобщение российского и зарубежного опыта изучения уровня жизни, анализ показателей Федеральной службы государственной статистики, характеризующих доходы, расходы и потребление в северных регионах России. Определено, что уровень жизни — это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень обеспечения человека потребительскими товарами и услугами в объемах, позволяющих рациональным образом формировать их структуру с целью оптимального удовлетворения потребностей. В регионах Севера России уровень данного обеспечения формируется под воздействием таких специфических особенностей, как дискомфортность природно-климатических условий, ограниченная транспортная доступность, функционирование районной системы оплаты труда (системы северных гарантий и компенсаций). Показано, что в российской практике исследований дифференциации уровня жизни в региональном аспекте отсутствует инструмент оценки рациональной структуры потребления.Применение прожиточного минимума в таких оценках проблематично в силу его монетарной методики определения; применение фиксированного набора потребительских товаров и услуг проблематично в силу того факта, чтопри его формировании не учитывается необходимость учета дискомфортности природно-климатических условий жизнедеятельности. Научная новизна исследования связана с уточнением терминологического аппарата и комплексностью анализа территориальной дифференциации уровня жизни населения северных регионов России. Перспективность дальнейших изысканий обусловлена необходимостью развития методологии оценки дифференциации уровня жизни и актуализации научно-практических рекомендаций по повышению уровня жизни
населения северных регионов России.
Оценка финансовой безопасности домохозяйств неразрывно связана с вопросами формирования финансовых ресурсов и анализа направлений их использования. Целью исследования стала оценка финансовой безопасности домохозяйств арктических регионов РФ на микроуровне. Основными задачами выступили изучение подходов к определению и оценке финансовой безопасности домохозяйств; разработка авторской системы коэффициентов определения ее уровня; апробация ее на арктических регионах в динамике; выявление общих рисков и угроз финансовой безопасности в рассматриваемых регионах. Анализ исследований по финансовой безопасности домохозяйств позволил систематизировать подходы различных авторов к определению и оценке этого понятия, а также сформировать собственное видение его сущности. Финансовая безопасность домохозяйств носит двойственный характер оценки. С одной стороны, она оценивается с позиции личных финансовых ресурсов конкретного домохозяйства, его способности покрывать текущие расходы, формировать сбережения и преодолевать неожиданные финансовые потрясения. С другой стороны, она играет роль ресурса для обеспечения финансовой безопасности региона в целом, влияя на стабильность его социально-экономического развития. Для всестороннего анализа финансовой безопасности домохозяйств было предложено выделить управляемый и неуправляемый уровни. Результаты анализа с помощью коэффициентов выявили дифференциацию арктических регионов: три региона — повышенный уровень безопасности, два — критический, остальные — умеренный. Определены основные угрозы финансовой безопасности для каждого региона. Установлено, что общей проблемой для всех регионов остается низкая покупательная способность денежных доходов. Показано, что домохозяйства готовы направить свой сформированный финансово-инвестиционный потенциал в инвестиционную сферу региона только после обеспечения собственной безопасности, требующей постоянного мониторинга их текущего финансового состояния. Отмечено, что не последнюю роль в обеспечении финансовой безопасности домохозяйств играет государство. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в качестве научной базы для разработки и корректировки региональных социально-экономических программ развития.