Архив статей журнала
В статье проведено исследование явления неопределенности, возникающей при взаимодействии агентов на межрегиональных ресурсоемких рынках, характерных для северных регионов, а также раскрыты причины, снижающие их эффективность. В связи с данными обстоятельствами была поставлена цель построения оптимального баланса интересов внешних (центра) и внутренних (периферии) бенефициаров за счет учета интересов, а также снижения неопределенности транзакций путем оптимизации дизайна рыночных регуляторов в условиях межрегиональных ресурсоемких рынков, характерных для северных регионов. Показано, что из-за влияния экзогенных факторов и эндогенного формирования институциональных механизмов, координирующих действия агентов в условиях неопределенной коллаборации, условие единственного рыночного равновесия не является корректным. В отличие от неоклассического подхода, рассматривающего конкурентное ценообразование, не меняющего рыночной структуры, в альтернативном подходе предполагается, что пространственные экстерналии вызывают эндогенные механизмы, характерные для рыночной структуры чемберлинского типа. Расширено понимание причин неопределенности, используемой в теориях неполных контрактов, в частности, издержки социальной системы были включены в транзакционные издержки в соответствии с неоинституциональной концепцией. Концепция позволяет исследовать пространственные объекты как мезоэкономические системы, фокусируя внимание на организационных и географических особенностях северных территорий. Проанализированы четыре институциональные зоны регулирования практики хозяйствования, характерной для ресурсоемких рынков северных регионов. Показано, что имеется возможность путем повышения компетентности и оптимизации дизайна рыночных регуляторов достичь баланса интересов внешних (центр) и внутренних (периферия) бенефициаров (за счет формирования институционального капитала, снижающего издержки эксплуатации социальной системы). Предложенная система организационно-институциональных мер совершенствует локальную институциональную практику в рамках действующей институциональной матрицы и не является нарушением антимонопольного законодательства, так как она направлена на восстановление условий конкуренции и снижение издержек эксплуатации социальной системы.