Архив статей журнала
Целью работы является развитие методики проектирования предпринимательских сетей на основе оценки потенциалов акторов — общественных и экономических групп — участников предпринимательских отношений, локализованных на территориях макрорегиона Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ),обеспечивающей обоснованное участие акторов в сетевых альянсах. Методические подходы и результаты оценки предпринимательских потенциалов акторов были представлены в предыдущих публикациях, в которых автор развивает подходы таким образом, чтобы была учтена специфика арктических процессов и возможности ее широкой интерпретации. Для этого оценивается потенциал круга акторов — стейкхолдеров арктических территорий, а показатели интегрируют данные, способствующие максимальной детализации их предпринимательских свойств: причастности к созданию инфраструктуры предпринимательства; масштабности деятельности, инновационной активности и профессионализма общественных организаций; эффективности госуправления территорийпо формированию благоприятного инвестиционного климата; вовлеченности населения в инновационные процессы (степени интеграции местных и научных знаний, осуществляемой через формирование формальных и неформальных институтов и программ взаимодействия населения и научных сообществ; степени развития общественных институтовкак субъектов трансфера инновационных решений между участниками территориальной инновационной системы и т. п.); степени монополизации экономики территории крупной корпорацией; наличия на территории крупного венчурного инвестора; типу венчурной политики крупных корпораций как индикатора этапа освоения территории. Задачей данной статьи является определение теоретических основ и методических положений проектирования архитектуры сетевых арктических альянсов, целевой функцией которых является обеспечение максимально возможного предпринимательского потенциала, определенного с учетом специфики арктических процессов и возможности их оперативной рекомбинации в условиях быстрых изменений предпринимательской среды. В результате предложен авторский методический подход к оперативному определению состава акторов предпринимательских сетей и опорных связей между центральными акторами по целевой функции максимизации арктического предпринимательского потенциала и его реструктуризации, автоматизированный на языке программирования Python, что обусловило новизну исследования. Предложен авторский вариант программного обеспечения процесса формирования управленческой информации для пользователя — брокера сети. Все данные для оценки и проектирования получены из открытых официальных источников сети Интернет, что обеспечивает оперативность их сбора и обработки. В перспективе предполагается развитие положений методологии, ориентированной на мезоуровень макрорегиона АЗРФ, для территориальных, производственных, социально- экономических систем, обладающих значительным потенциалом формирования отношений экономики инноваций.
Статья посвящена анализу социальной политики сельских муниципальных образований российской Арктики. Муниципальная социальная политика — это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами и развитие социальной сферы муниципального образования. Она определяется основными направлениями социальной политики государства и реализуется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Несмотря на топонимическое единство, российская Арктика отличается территориальным разнообразием, что является вызовом для муниципальной социальной политики и обуславливает актуальность анализа практики ее реализации. Целью исследования стало выявление проблем, связанных с реализацией муниципальной социальной политики. Новизна работы заключается в том, что в ней впервые проведен социологический анализ практики реализации социальной политики на уровне сельских муниципалитетов российской Арктики. Исследование проводилось в Приморском муниципальном округе Архангельской области методом качественных полуструктурированных интервью с основными акторами социальной политики. Полученные данные были сопоставлены с результатами анализа нормативных документов муниципальной социальной политики, что позволило выявить основные проблемы, связанные с реализацией муниципальной социальной политики в сельских поселениях. К ним относятся приоритет монопрофильного (аграрного) производства; неравномерность демографического, социально-экономического и социально-культурного развития сельских населенных пунктов; отсутствие достоверной информации о масштабах социально-экономических проблем рассматриваемых муниципалитетов. Для решения указанных проблем предлагается использовать новые подходы к формированию муниципальной социальной политики на основе научных методов анализа социальных проблем сельских территорий российской Арктики и включения мероприятий по адресной социальной поддержке населения. Важным направлением муниципальной социальной политики должна стать поддержка территориальных органов самоуправления по развитию ими инициатив в области культуры и туризма, которые будут способствовать появлению альтернативных видов экономической деятельности. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего теоретического изучения муниципальной социальной политики, а также могут быть использованы для принятия управленческих решений в области социальной политики на уровне регионов и муниципалитетов российской Арктики.