Архив статей журнала
В статье обосновывается необходимость учета региональной специфики для оценки эффективности реализации мер преференциального режима Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Актуальность исследования определяется необходимостью комплексной оценки тенденций и результатов применения указанного режима в существующих условиях. Цель исследования — разработка методики оценки эффективности реализации преференциального режима Российской Арктики. Предложенная методика базируется на использовании системы индикаторов, которые позволяют охарактеризовать различные аспекты эффективности преференциального режима, методах рейтингования и формирования интегральных показателей, направленных на выявление региональных особенностей, и корреляционном анализе (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Последний позволяет сделать вывод о комплексности и сонаправленности процессов в рамках региональных экономик, обуславливающих полученные оценки эффективности. Сформированы общие рейтинговые оценки результатов применения преференциального режима на арктических территориях России. Первое место в рейтинге по интенсивности его реализации занимает Чукотский АО, второе место делят арктические территории Республики Карелия и Архангельской области, на третьем месте — Мурманская область. Замыкают рейтинг Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. Позиция в сводном рейтинге не отражает общего уровня развития экономики арктических регионов, а говорит о вкладе процессов, опосредованных действием преференциального режима Российской Арктики. Анализ корреляции между разработанными индикаторами позволил установить комплексный характер воздействия преференциального режима на экономические процессы в арктических регионах. Исследование сонаправленности на основе интегральных показателей показало, что имеет место пространственная рассогласованность, обусловленная различием взаимосвязей между рассматриваемыми индикаторами в разных регионах. Научная новизна заключается в разработке и апробации описанной выше методики, а также в выявлении региональной специфики реализации преференциального режима. Практическая значимость работы определяется дополнительной аргументацией необходимости системного мониторинга региональной специфики реализации мер преференциального режима, что может становиться основой для разработки дополнительных мер локального уровня, направленных на повышение эффективности.
Настоящая работа посвящена изучению региональных инфляционных процессов на примере Мурманской области, как региона, не один раз выделявшегося в исследованиях о неоднородности инфляции в России. Отличительная особенность Мурманской области заключается в меньшем отклике на шоки денежно-кредитной политики в сравнении с другими регионами, а также в большей роли специфических факторов в объяснении дисперсии инфляции. С этой точки зрения регион вызывает интерес для анализа инфляционных процессов и выявления факторов, которые выступают не просто источниками инфляции, но и определяют её отличия от общероссийских тенденций. Это представляется важным, так как положительные эффекты принимаемых решений в рамках единой денежно-кредитной политики должны быть ощутимы во всех регионах страны. При этом не все инфляционные факторы находятся в зоне влияния монетарных властей, зачастую в эту категорию попадают региональные факторы инфляции.
Были выделены региональные факторы инфляции в Мурманской области, находящиеся вне зоны влияния денежно-кредитной политики, анализ и контроль которых важен для выработки и применения соответствующих мер на региональном уровне. Основными среди них являются инфраструктурные факторы, влияющие на издержки и предложение на отдельных рынках услуг, северное удорожание, а также низкая самообеспеченность региона. Информация о подобных устойчивых специфических факторах необходима для проведения эффективной политики на региональном уровне, с учётом того, что успех денежно-кредитной политики требует взаимодействия между монетарными властями и правительством. Таким образом, исследование имеет практическое применение в системе принятия решений в области контроля региональной инфляции.