Архив статей журнала
Целью исследования является уточнение понятия категории «бюджетная безопасность» и обоснование подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности. Выполнен контент-анализ научных источников в данной области и систематизированы современные подходы к определению понятия «бюджетная безопасность». Дана его авторская трактовка, в которой раскрывается требование к выбору индикаторов для оценки региональной бюджетной безопасности, предусматривающее рассмотрение бюджетной безопасности с позиции удовлетворения интересов участников финансово-распределительных отношений. В рамках подхода выделены группы участников (региональные органы власти, хозяйствующие субъекты и население) и определены их интересы. В разрезе представленных групп предлагается сформировать систему показателей, выступающих индикаторами функционирования действующей в регионе системы обеспечения бюджетной безопасности и отражающих степень удовлетворения их интересов. Выполнен сравнительный анализ сбалансированности интересов участников по результатам проведения бюджетной политики и бюджетного процесса в регионах Арктической зоны РФ, проанализированы тенденции их экономического взаимодействия в условиях глобальной нестабильности. Обнаружена уязвимость системы обеспечения бюджетной безопасности, проявившаяся в ущемлении интересов участников распределительных отношений. Изменение конъюнктуры финансового рынка и цен на ресурсы привело к снижению финансовых результатов компаний и сокращению регионального продукта, перераспределяемого через бюджеты, что отразилось на ухудшении благосостояния регионов и населения. Для урегулирования ситуации необходимо активизировать инвестиционную деятельность и развитие бизнеса в регионах, оптимизировать систему бюджетно-налогового регулирования, что в итоге будет способствовать росту доходов бюджетов и населения. Динамика названные показателей должна отслеживаться в том числе и в долларовом эквиваленте, который свидетельствует о реальной «ценности» благосостояния участников распределительных отношений в общемировом масштабе. Дальнейшие исследования автора будут сосредоточены на выборе конкретных индикаторов и их пороговых значениях для оценки состояния бюджетной безопасности в регионах Арктической зоны РФ.
На основе методологии стратегирования академика В. Л. Квинта обоснована необходимость формирования ресурсного обеспечения стратегических приоритетов развития Арктической зоны России. Цель работы — на основе предложенного методологического подхода определить потенциальную ресурсную обеспеченность реализации стратегических приоритетов развития Арктической зоны РФ. Источники ресурсов следует формировать с учётом их мобильности и доступности на всех этапах реализации соответствующих стратегических приоритетов. Процесс перераспределения ограниченных ресурсов для использования имеющихся и формируемых стратегических конкурентных преимуществ будет эффективным только при условии формирования действенной системы мониторинга и контроля реализации стратегических приоритетов развития Арктической зоны РФ. В результате проведённого анализа официальных статистических данных за 2018–2023 гг. определён потенциал трудовых, материальных и финансовых ресурсов для реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года. Проанализированы региональные данные динамики оценочной численности постоянного населения, естественный и миграционный приросты, среднесписочная численность работников в организациях (без субъектов малого предпринимательства), среднемесячная заработная плата работников организаций, уровень безработицы и уровень занятости в неформальном секторе, инвестиции в основной капитал, финансовые вложения и доля убыточных предприятий. Предложены инструменты по усилению ресурсной обеспеченности за счёт модернизации механизма применения государственных северных гарантий для работающего населения и финансовых инструментов. Частичной альтернативой привлечения дорогостоящих и дефицитных трудовых ресурсов может стать распространение цифровых технологий и искусственного интеллекта, а также применение дистанционной занятости. Основой обеспечения реализации стратегических приоритетов развития Арктической зоны России финансовыми ресурсами могут стать привлечение диверсифицированных источников финансирования на всех этапах реализации стратегии, в том числе в цифровом формате.