EISSN 2686-827X
Языки: ru · en

УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Архив статей журнала

УЧЁНЫЙ МЕЖДУ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬЮ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ПИТЕРА БЁРКА "ПОЛИМАТ: ИСТОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ОТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ДО СЬЮЗЕН СОНТАГ" (2023)
Выпуск: Том 5 № 1 (2023)
Авторы: Егерев Сергей Викторович

Книга известного британского медиевиста Питера Бёрка - едва ли не первое подробное историческое исследование феномена разносторонней одарённости. В рецензии отмечается важность монографии. П. Бёрком собран уникальный исторический материал об исследователях различных веков, обладавших широкими интересами и работавших в междисциплинарных направлениях. Показано, что информационные кризисы, возникавшие в обществе на протяжении истории, изменяли практику взаимодействия универсальных учёных и учёных узкого профиля. Сделано важное наблюдение о конвергенции ролей полиматов и специалистов по мере развития науки и технологий. Книга адресована всем интересующимся общей историей науки и социальной историей научного сообщества.

Сохранить в закладках
КАК Я ЗАЩИТИЛА ДИССЕРТАЦИЮ (РАССКАЗ ОБ ОТСТАИВАНИИ СВОИХ ИДЕЙ) (2024)
Выпуск: Том 6 № 4 (2024)
Авторы: Часова Валерия Эдуардовна

В статье детально описывается и анализируется мой опыт учёбы в аспирантуре по философии физики за рубежом, интересный как своими межъязыковыми, междисциплинарными и международными аспектами, так и эволюцией отношений аспиранта с научным руководителем, поднимающей множество околонаучных вопросов дескриптивного и нормативного характера. В первой части статьи повествование изложено в автобиографическом ключе. Руководитель был сначала впечатлён моими способностями, но затем оказался недоволен моей сменой темы, моей самостоятельностью и моим доказательством по новой теме. В ответ я сама выработала предпосылки доказательства, апробировала свои результаты на крупной конференции и получила второе место на конкурсе за свою статью о них. В итоге мне удалось защититься и сохранить нормальные отношения с руководителем, в отличие от сопоставимой истории Хью Эверетта, который бросил науку. Во второй части статьи в том же хронологическом порядке даётся анализ как организационных, так и индивидуальных сторон этого опыта. С одной стороны, я концентрируюсь на тематических сторонах материала, обсуждая такие аспекты, как междисциплинарность, международные переезды и научные визиты, роли конференций, конкурсов и обществ, а также способы публикаций и кандидатские защиты. С другой стороны, я также возвращаюсь к основным эпизодам автобиографии, таким как смена темы моих исследований, создание и судьба моих текстов и эволюция взглядов руководителя на мой ключевой результат (доказательство). Даются подробности о моих исследованиях и сути наших разногласий насчёт доказательства. В конце я переосмысливаю свою стратегию взаимоотношений с руководителем в свете примеров из истории физики (опять же, случай Эверетта, но на сей раз также и ситуации Утиямы с Янгом и Миллсом).

Сохранить в закладках