Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМОВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Барцайкин Алексей Викторович

Современное общество динамично развивается, накладывая особые требования на подрастающее поколение. В настоящее время молодым людям нужно обладать не только необходимыми знаниями, навыками и умениями, но и высокими духовными и нравственными качествами. Неотъемлемым условием успешного обучения при формировании этих способностей является готовность к самовоспитанию. Самовоспитание представляет собой важную и трудоемкую работу, включающую в себя различные аспекты самосовершенствования в соответствии с поставленными целями. Особое значение готовность к самовоспитанию приобретает для старшеклассников. Именно в этот период формирования личности становятся актуальными самостоятельность в принимаемых решениях, личностное развитие, а также способность к самоанализу и оценке собственных характеристик. Основой данной деятельности обучающихся старших классов может стать процесс формирования готовности к самовоспитанию. В этой связи становится актуальной и своевременной задача поиска необходимых педагогических условий и разработки организационно-методического обеспечения подготовки старшеклассников, которые бы смогли способствовать формированию у них готовности к процессу самовоспитания. В статье рассматривается образовательная среда физкультурно-спортивной направленности как одно из педагогических условий формирования готовности к самовоспитанию старшеклассников. Автором статьи показаны различные подходы к трактовке содержания понятия «образовательная среда», дано определение образовательной среды физкультурно-спортивной направленности, выделены ее структурные компоненты, а также описана образовательная среда физкультурно-спортивной направленности, сформированная на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», выявлен ее потенциал в развитии необходимых компетенций для успешной готовности к самовоспитанию обучающихся старших классов.

Сохранить в закладках
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Романова Татьяна Владимировна

Одним из важных аспектов работы современного педагогического вуза является формирование антитеррористического сознания молодежи. В настоящее время террористические угрозы имеют высокую актуальность, поэтому задача обучения студентов противостоять этим угрозам становится все более важной. Решение данной проблемы с позиции педагогики возможно путем выявления социально-педагогических условий эффективности формирования антитеррористического сознания молодежи, раскрытия модели данного процесса, что и является предметом настоящего исследования. В статье раскрывается сущность понятия антитеррористическое сознание, дана его структура. Представлена модель формирования антитеррористического сознания студентов педагогического вуза, включающая ряд взаимосвязанных структурных компонентов: целевой компонент, содержательный и экспертно-оценочный. Целевой компонент включает социальный заказ общества, исходя из современных реалий, цель, задачи и социально-педагогические условия. Содержательный компонент определяет содержание деятельности, куда входят содержание, формы, методы и средства формирования антитеррористического сознания у студентов педагогического вуза. Экспертно-оценочный компонент включает параметры, позволяющие определить уровень сформированности антитеррористического сознания студентов. На основе анализа научно-методической литературы подобраны методы педагогического эксперимента, разработан и апробирован спецкурс «Формирование антитеррористического сознания студентов педагогического вуза». Опытно-экспериментальным путем доказана его эффективность на примере деятельности психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Сделан вывод о необходимости активного вовлечения студентов в решение реальных проблем и ситуаций, связанных с терроризмом, что позволит им применить полученные знания на практике и развить свои лидерские качества. Статья может быть интересна педагогам, кураторам и наставникам студенческих групп, организаторам воспитательной работы со студентами.

Сохранить в закладках