Архив статей журнала
Актуальность статьи определяется развитием направления исследований в российской политологии - политикой идентичности в агломерациях. При том, что изучение агломераций как экономического феномена активно ведется уже несколько десятилетий, политика идентичности как стратегии формирования образа «своей» территории неэкономическими средствами, пока лишь начинает восприниматься учеными и политиками-практиками как значимая. Реальные практики осуществления политики идентичности в агломерациях традиционно связываются с действиями региональных властей в контексте формирования образа территории проживания как «своей» на уровне региона или города, выполняющего функции ядра агломерации с более чем многомиллионным населением. В российских условиях - это 14 областных центров, кроме того, два мегаполиса, Москва и Санкт-Петербург, являясь самостоятельными субъектами федерации, одновременно выполняют роль городов-регионов. Политика идентичности в данном случае касается формирования уникального образа территории в массовом сознании и позитивного образа «мы». В статье ставится вопрос о принципиально значимой роли муниципалитетов в осуществлении политики идентичности агломерации. Парадоксальным образом при очень небольших бюджетах местные власти имеют серьезный ресурс: возможность знакомства жителей между собой и формирования достаточно сплоченного сообщества за счет участия в совместных проектах по благоустройству и наведению порядка (в узкопрактическом и широком значении этого слова). Автор понимает, что формальное внедрение в перечень обязанностей управленцев на локальном, городском и региональном уровнях цели осуществления политики идентичности жителей агломерации будет восприниматься как ненужные дополнительные обязанности с трудно прогнозируемой перспективой практической реализации. Тем не менее приведенные примеры и описание возможных способов действий позволяет с определенной степенью оптимизма смотреть на этот процесс.
В статье рассматриваются различные точки зрения на современную политическую науку и практику восприятия российской цивилизации в сознании граждан России, и в сложившейся общественно-политической ситуации подчеркивается необходимость эффективного формирования общероссийской гражданской идентичности с целью повышения динамики развития и одновременного сохранения стабильности гражданского общества. По мнению автора, оба явления - и «российская цивилизация», и «общероссийская гражданская идентичность» - определяют развитие национального самосознания российских граждан, фиксируют важную роль российских традиционных ценностей и мировоззренческих позиций в определении российского государственного суверенитета. Особое внимание уделяется структуре гражданской идентичности, в которой обозначаются такие компоненты как когнитивный, ценностно-мотивационный и деятельностный. Обоснованная авторская позиция подчеркивает необходимость формирования в первую очередь ценностно-мотивационного компонента в структуре гражданской идентичности, поскольку именно от его развития зависит потенциал дальнейшей гражданской активности личности и осмысление ею значимости российской цивилизации для сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей. Не вызывает сомнений, что гражданская идентичность отвечает за формирование социально ответственной личности как субъекта исторического действия, способного посредством интериоризации духовно-нравственных ценностей реализовать действительное гражданское единство российского общества и российского государства - цивилизации. Автор обращает внимание, что политика государства в вопросах формирования и развития общероссийской гражданской идентичности с целью сохранения российской цивилизации в настоящее время систематизируется, основываясь на равноправном диалоге представителей органов государственной и муниципальной власти, политических, гражданских и этнических организаций по поводу объединяющей национальной идеи.