Архив статей журнала

ПОНЯТИЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" В РОССИЙСКОЙ И ЯПОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Данилова Лариса Николаевна, Шендеровская Наталия Сергеевна

Педагогическое взаимодействие является основой и инструментом проведения всех педагогических процессов. Под педагогическим взаимодействием понимаются личностные контакты между участниками образовательного процесса, приводящие к взаимным изменениям в их отношениях, действиях, поведении, взглядах и т. д. Оно проявляется в области дидактики, воспитательной, социально-педагогической деятельности, поэтому оно универсально и не имеет национальных границ. Однако сам термин «педагогическое взаимодействие» есть в немногих странах, в связи с чем возникает вопрос о степени осмысления данного феномена в национальных педагогиках. Наиболее частыми терминами выступают «коммуникация», «общение», «отношения». На примере Японии можно видеть, что педагогическое взаимодействие изучалось в науке недостаточно и под большим влиянием западной педагогической мысли, прежде всего, немецкой. Целью статьи является сравнительный анализ понятия «педагогическое взаимодействие», используемого в педагогической литературе двух стран. В японской науке устоялось понятие «педагогические отношения» и «отношения между учителем и учеником», с 1990-х гг. к нему обращаются психологи, социологи и педагоги. В российской педагогике понятие педагогического взаимодействия использовалось с 1970-х гг. и долго заменялось синонимами, но с 1990-х гг. глубоко изучается в самых разных аспектах. Можно утверждать, что в Японии сложился феномен педагогического взаимодействия, характеризующийся, с одной стороны, недостаточным теоретическим осмыслением национальной педагогикой, а с другой - основанием на глубоко устоявшихся уникальных традициях и ритуалах контактов ученика с педагогами и другими учащимися.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ, ЗАДАЮЩИХСЯ ЦИФРОВЫМИ И ТРАДИЦИОННЫМИ КОМПОНЕНТАМИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Кротенко Татьяна Юрьевна

Область образования, подвергающаяся динамичным трансформациям под воздействием социокультурных, экологических и экономических тенденций, ставит перед научным сообществом срочную задачу адаптации методов и подходов к обучению. Исследование, результаты которого представлены в данной публикации, стремится выявить перспективные направления в рамках непрерывного образовательного процесса. Для аналитической работы были задействованы следующие методики: 1) анализ связей между концептуальными группами, объединяющими элементы философии, социально-культурной среды, экономики и образования; 2) осмысление собственных образовательных путей, включая официальные, неофициальные и спонтанные формы научения; 3) организация и проведение опроса через интернет с участием специалистов в апреле 2024 года; 4) детальное изучение информации, предоставленной участниками исследования. В итоге были выделены основополагающие источники для создания междисциплинарной методологии, которая формируется на пересечении разнообразных направлений знаний и в рамках трансдисциплинарных процессов. Авторская публикация открывает передовые методологические подходы, применяемые в текущих научных и философских исследованиях, особенно в контексте изучения непрерывного образования как существенного аспекта жизни человека в современном мире. Исследуется потенциал, заложенный в инновационных синтезах и взаимодействиях между традиционно независимыми сферами знаний. Необходимо подчеркнуть, что в условиях стремительного развития технологий и образовательных систем, где происходит интеграция человеческого фактора с искусственным интеллектом, вопрос сохранения человеческих ценностей приобретает особую актуальность. Значимость данной статьи обусловлена степенью анализа методологических основ, которые могут быть применены для создания современной психолого-педагогической модели в контексте непрерывного базового образования.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Байханов Исмаил Баутдинович

В данной статье рассматривается проблема формирования электоральной культуры молодежи в контексте государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Актуальность данной темы обусловлена важностью развития гражданственности и патриотизма молодежи, а также формирования электоральной культуры как ключевого элемента гражданского воспитания. Целью исследования является выявление социально-педагогических оснований формирования электоральной культуры молодежи. Методологической основой исследования являются положения культурологического, средового и экзистенциального подходов, которые позволяют формировать электоральную культуру молодежи, учитывая общечеловеческие смыслы и ценности. Для достижения заявленной цели применены следующие методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ источников по теме электоральной культуры, проведение глубинных структурированных интервью с представителями целевой аудитории. В ходе теоретического анализа определено, что традиционными ценностями, на которых строится электоральная культура, являются гражданственность, патриотизм, ответственность за Отечество, а также общечеловеческие ценности, такие как жизнь, достоинство, семья, патриотизм и национальное единство. Полученные результаты показывают, что формирование электоральной культуры требует учета социально-педагогических оснований, таких как социальное самочувствие молодежи, массовые стандарты электорального сознания и поведения, наполнение электоральной культуры общечеловеческими смыслами. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые проведён комплексный междисциплинарный анализ социально-педагогических оснований формирования электоральной культуры молодежи в условиях цифровой трансформации и ценностных изменений современного общества. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявленные основания могут стать базисом для разработки современных, интерактивных, персонализированных образовательных программ для молодежи, нацеленных на формирование их электоральной культуры.

Сохранить в закладках