Архив статей журнала
В статье приводятся результаты социологического исследования муниципальной публичной политики в Вологодской области - на примере городского округа Вологда и Вологодского муниципального округа. Данный муниципальный округ присоединяется к процессу муниципальных преобразований, связанных с переходом к одноуровневой системе организационно-территориального устройства местного самоуправления. Показано, что в городском округе Вологда сложился разрывной тип публичной политики, связанный с пассивной позицией местной власти, выжидающей переходную ситуацию и занимающей пассивную позицию, что негативно сказывается на качестве взаимодействия с представителями малого и среднего бизнеса. Интегральный индекс муниципальной публичной политики показал, что преимущественно негативные оценки малого и среднего бизнеса и пассивная позиция местной власти привели к утрате партнерского духа коммуникативной составляющей в округе, что сказалось на неблагоприятном статусе основных сторон публичного взаимодействия. Вологодской муниципальный округ, включенный в процесс муниципальных преобразований, сформировал наиболее стратегически верный тип муниципальной публичной политики - партнерский, который позволяет использовать деловой и гражданский ресурс местного сообщества в целях более гладкого и конструктивного перехода к новой модели муниципального управления и снижения издержек репрезентативности общественных интересов основных целевых групп межсекторного взаимодействия в поле публичной политики. В этом отношении очень важен стилевой результат выбора проведения общественных изменений: - с опорой на диалоговые и партнерских принципы взаимодействия с деловой и гражданской инициативой, местным сообществом в целом, чтобы смягчить возможные дисфункции муниципальных преобразований и разрывные моменты муниципальной публичной политики, или опираясь на технологически-административный подход.
Данная статья представляет результаты исследования, направленного на анализ институционализированных электронных порталов для сообщений о проблемах, созданных органами власти двух уровней - регионального и федерального. Система электронного участия граждан в России, начиная с 2020 г., претерпела существенные трансформации, связанные с внедрением централизованных федеральных ресурсов. В результате этого в субъектах РФ сформировались разные институциональные модели, предполагающие отказ, автономное сохранение или адаптацию региональных порталов, существовавших до указанных изменений. Целью исследования является выявление особенностей функционирования электронных порталов для сообщений о проблемах в России на примере Санкт-Петербурга как региона с параллельным сосуществованием регионального и федерального ресурсов. Эмпирическая база исследования была собрана с использованием метода контрольной закупки, выступая в роли обычного пользователя - гражданина РФ - автором был направлен ряд сообщений о проблемах в органы власти. Выборка включает данные 58 сообщений о проблемах, поданных посредством регионального (портал «Наш Санкт-Петербург») и федерального («Платформа обратной связи» Портала государственных и муниципальных услуг) порталов, функционирующих параллельно на уровне Санкт-Петербурга. Был произведён сравнительный анализ полученных данных о результатах реагирования исполнителей на сообщения, сроках, порядке обработки и решении проблем. Результаты исследования продемонстрировали, что как федеральный, так и региональный каналы обладают как преимуществами, так и недостатками в части сроков решения проблем, проработки регламентов работы, юридической значимости подаваемых сообщений и т. д. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что несмотря на внедрение централизованных каналов электронного участия, созданных федеральной властью, функционирование региональных ресурсов не утратило своей актуальности, поскольку по ряду параметров они превосходят федеральные.