Архив статей журнала

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ШКОЛА ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ" (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Яковлева Юлия Владимировна, Князькова Любовь Николаевна, Мартышин Владимир Сергеевич

В современных социокультурных условиях воспитание является стратегическим направлением развития нашего государства, актуализируются смыслы и ценности воспитания, переосмысливается опыт проектирования и функционирования воспитательных систем. Особую значимость феномен воспитательных систем приобретает в условиях сельской школы. Сельская школа сегодня становится центром духовно-нравственного развития, институтом формирования социокультурных ценностей для всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей, окружающего социума). В данной статье раскрывается значимость создания воспитательной системы в сельской школе как непрерывного и постоянно развивающегося процесса. Предметом исследования выступает анализ воспитательной системы Ивановской школы на Лехте Борисоглебского района Ярославской области. Фундаментом воспитательной системы школы является концепция «Школы целостного развития», которая предполагает глубокие знания и чувствование обучающимися своих корней, традиций, национальных особенностей. Школа является уникальной организацией, в которой создана оригинальная воспитательная система, отличающаяся не только своей новизной и индивидуальностью, но и особым «духом» родства, братства, любви к своему селу, Родине, гордости за свое Отечество. В статье раскрываются основные элементы авторской воспитательной системы, которые взаимосвязаны и наполнены содержанием в соответствии со сферами человеческого сознания: духовно-нравственного, исторического, научного, этического и эстетического. Именно такой подход, по мнению основоположника школы В. С. Мартышина, нацеливает на правильное воспитание личности. Воспитательная система сельской школы - уникальное педагогическое явление, она отличается самобытностью, особым стилем взаимоотношений участников воспитательного процесса, традициями и социокультурными особенностями, в основе которых лежат главные жизненные смыслы и ценности человека.

Сохранить в закладках
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКИМ КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Зауторова Эльвира Викторовна

Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания личности. Неслучайно сегодня в процессе воспитания все чаще педагоги, воспитатели обращаются к истокам русской национальной культуры. В этом контексте задачей, стоящей перед образовательными организациями, является умение предвосхищать и реализовывать возможности национальных традиций и обычаев, помогать развивать интерес к родной культуре у школьников и осознавать себя носителем этой культуры. Цель настоящего исследования состояла в актуализации проблемы приобщения детей сельской школы к русским культурным традициям, которые представляют собой исторически сложившееся, относительно устойчивое, повторяющееся общественное отношение, переходящее от одного поколения к другому. В исследовании приняли участие школьники сельской школы. Им предлагалось включиться в программу внеурочной деятельности «Наше наследие», целью которой являлось формирование положительного отношения школьников к русской народной культуре в условиях сельской школы. Новизна и значимость данной программы заключается в том, что она направлена на активное овладение школьниками духовными ценностями русского народа, создание особой среды, позволяющей детям приобщиться к культурному наследию прошлого. В ходе приобщения школьников к ценностям русской культуры, произведениям народного творчества, изучения истории, ремесел и народного быта обучающиеся приблизились к духовным ценностям своего народа, стали более активно проявлять интерес к знаниям в области народной культуры, участвовать в праздниках и воспитательных мероприятиях данной направленности, проявляя активную жизненную позицию, творческим потенциал, а главное - любовь и глубокое уважение к традиционной культуре своего народа.

Сохранить в закладках
РОЛЬ В. Н. ТЕНИШЕВА В СТАНОВЛЕНИИ ТАЛАШКИНСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ШКОЛЫ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Куприн Александр Михайлович, Сенченков Николай Петрович

Постоянное внимание к системе образования касается не только соответствующих управленческих структур, но и общественных организаций, и каждого гражданина Российской Федерации. Изучение и обобщение исторического опыта в данном случае остается одной из приоритетных задач отечественной историко-педагогической науки. В статье представлены результаты исследования деятельности промышленника, мецената князя Вячеслава Николаевича Тенишева (конечно, в связке с его женой - княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой), основавшего ряд передовых профессиональных учебных заведений, в том числе и сельскохозяйственную школу в селе Талашкине под Смоленском. Для изучения вклада В. Н. Тенишева в развитие отечественного образования использованы методы, позволяющие дать объективную оценку новациям Тенишева и понять возможность использования полученных результатов работы сельскохозяйственной школы в современной сельской школе: метод исторических параллелей, компаративистский анализ, а также документальный метод. Замысел статьи предполагает, что современные нововведения в сфере школьного образования должны базироваться на научно-педагогических идеях и опыте предыдущих поколений, в том числе и на принципах, выработанных и апробированных на практике супругами Тенишевыми. На основе изучения документальных источников, мемуаров, эпистолярий, трудов отечественных исследователей, посвященных опыту «Талашкинской княгини Тенишевой сельскохозяйственной школы», обозначены возможные тенденции модернизации образования, в том числе в условиях сельской школы на современном этапе. Проведены параллели между специальным сельскохозяйственным образованием конца XIX-начала ХХ века и в современной России, подтверждающие востребованность педагогического наследия Тенишевых в настоящее время.

Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Коршунова Ольга Витальевна

Актуальность разработки проблемы становления и развития образовательной экосистемы сельской школы обусловлена поиском ответа на вопрос «Где учить?» в период интенсивного захвата сферы образования цифровым контентом и технологиями, провайдерами образования, отличными от государственных образовательных институтов (фабрик мысли, знания, информации и др.). Кроме того, переживаемая фаза кризиса образования обусловливает необходимость перехода, в том числе и сельских школ, на новые принципы организации образовательной среды (экологичности, информатизации, глокальности, рационального (праксеологического) перераспределения образовательных ресурсов), взаимодействия между её субъектами для обеспечения высокого качества образования всех без исключения желающих его получить. Усиливающаяся тенденция концентрирования людей в сетях разного рода детерминирует новый горизонтальный формат управления образовательной деятельностью индивидуальных и коллективных субъектов, накладывая специфику отношений и взаимосвязей, возникающих при освоении образовательного контента, в том числе созданного авторами - участниками сети. В сетевом варианте получения образования реализация распределенного обучения предоставляет возможность создания персонифицированной образовательной траектории для обучающегося субъекта по принципу «для себя» и «от себя». Принципиально меняется «точка отсчета» прохождения маршрута образования. Цель данной статьи - представление результатов контент-анализа термина «экосистема сельской школы» с позиций применения принципа разумного баланса как теоретической основы создания и развития исследуемого феномена с аргументацией современного состояния образования на селе и имеющихся проблем с осторожным прогнозированием направлений его совершенствования в будущем. Основным методом выступает контент-анализ имеющихся научных публикаций по исследуемому направлению, интерпретационный и синтетический методы. Результатом теоретического исследования представляется 1) конструирование рабочей дефиниции понятия «экосистема сельской школы»; 2) формулировка аргументированных положений по современным характеристикам и проблемам образования в сельской школе; 3) предложение прогнозных векторов развития исследуемого феномена на базе принципа разумного баланса и выявленных проблем.

Сохранить в закладках