Архив статей журнала
В статье представлены результаты контент-анализа региональных СМИ, который проводился в рамках пилотажного исследования разработанной авторами методики анализа проблем и перспектив формирования общероссийской идентичности на Северном Кавказе. Целью исследования было определение структуры и содержания репрезентаций этнополитической ситуации на Северном Кавказе в медиа-пространстве региона. Актуальность этнополитической проблематики на Северном Кавказе обусловлена тем, что это - регион-фронтир, который в силу своего географического положения, этнических, религиозных и культурных особенностей является ареной различных внутренних и внешних вызовов. Мониторинг этнополитической ситуации является важным направлением исследований как в теоретическом, так и в практическом плане. Одна из технологий такого мониторинга - анализ репрезентаций этнополитической ситуации в политическом дискурсе региона. Политический дискурс региональных медиа представляет собой тематически сфокусированную, социально обусловленную систему новостных, аналитических, прогностических материалов в региональных СМИ, выстраивающую политическую картину мира. Репрезентации - содержание информационных сообщений на медиа ресурсах субъектов РФ на территории Северного Кавказа. Документальную базу исследования составили 1656 информационных сообщений, размещенных на ведущих информационных порталах и в неэтнических медийных СМИ субъектов РФ на территории СКФО в апреле-июне 2023 г. Было определено пять смысловых категорий анализа: 1) используемые практики укрепления общероссийской идентичности; 2) политизация этничности; 3) влияние зарубежных диаспор северокавказских народов; 4) угрозы и риски в сфере гуманитарной безопасности; 5) угрозы и риски в сфере социально-политической безопасности. Анализ репрезентаций этнополитической ситуации в политическом медиадискурсе региона позволил определить какую картину мира создают, конструируют региональные медиа: 1) преобладает позитивный контент о новых практиках формирования общероссийской гражданской идентичности в регионе, новых традициях и ритуалах, связанных с героями СВО; 2) потенциальные риски дестабилизации общественно-политической ситуации на Северном Кавказе связаны с влиянием информационной войны на население, прежде всего, молодежь; ростом угроз активизации экстремистской и террористической деятельности; проблемами религиозной безопасности в регионе, которые представлены в медиапространстве весьма фрагментарно.
Данная статья посвящена проблеме репрезентации повседневных практик коренного малочисленного народа эвенков в социальной сети «ВКконтакте». В результате исследования были выявлены и категоризированы представленные в социальной сети «ВКонтакте» повседневные практики коренного малочисленного народа эвенков. В работе протставлен разработанный авторами классификатор контента, репрезентирующего повседневные практики эвенков. Разработанный в ходе исследования классификатор тематик контента может быть использован в качестве основы для дальнейших аналогичных исследований.
Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые тематика репрезентации повседневных практик изучается с применением методов анализа больших данных. Результаты проведенного анализа были сопоставлены с теорией Дж. Мейера о культурной стандартизации, как об одном из последствий глобализации.
Исследование позволило сделать вывод о том, что повседневные практики эвенков активно репрезентируются в сообществах социальной сети «ВКонтакте». Каждая из категорий практик - быт, досуг и труд - репрезентируется в социальной сети «ВКонтакте» приблизительно в равных долях: 31, 34 и 35%. Кроме того, повседневные практики были классифицированы с точки зрения их локальности или глобальности и подсчитан процент постов, относящихся к каждому из классов - 47% локальные и 53% глобальные.
Полученные в ходе исследования результаты не согласуются с теорией Дж. Мейера о последствиях глобализации: эвенки не теряют связи со своей локальной культурой и идентичностью, реконструируя ее в контенте социальных сетей. Таким образом, анализ контента эвенкийских онлайн-сообществ показал как наличие запроса на сохранение эвенками своей самобытности и традиционного образа жизни, так и их включенность в практики глобального современного мира, что не соответствует тезисам Мейера о поглощении глобальной культурой локальных повседневных практик.