EISSN 2221-1616
Языки: ru · en

Архив статей журнала

РЕАЛЬНОСТЬ И КОНСТРУКТ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (2024)
Выпуск: Том 15 № 4 (2024)
Авторы: Аксенова Ольга Владимировна

Дискуссии о том, сконструирован ли социальный мир человеком или он существует на самом деле в социологии практически перманентны, а победы в них временны. В итоге современная социологическая теория содержит все сразу: объективное существование структур и институтов, вымышленную реальность конструктов, зыбкость бессодержательных симулякров, и даже то, чего еще вовсе нет, но оно уже зафиксировано в концепциях постгуманизма. Для интерпретации происходящего можно воспользоваться любым теоретическим инструментом или взять сразу несколько. Проблема, с нашей точки зрения, заключается в отсутствии отрефлексированных связей между ними, тогда как объективное и субъективное (в значении реального и субъективно воспринимаемого и/или сконструированного) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они способны превращаться, например, из конструкта в социальную реальность или наоборот; трансформируют реальность в конструкт, или существуют неразрывно. Эта сложная диалектика отчетливо прослеживается в статьях данного номера.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЙ ДИСКУРС О НЕОКОЛОНИАЛИЗМЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ (2024)
Выпуск: Том 15 № 3 (2024)
Авторы: Вершинина Инна Альфредовна, ЛЯДОВА АННА ВАСИЛЬЕВНА, Мартыненко Татьяна Сергеевна, Григорьева Екатерина Александровна

Статья посвящена обзору современных исследований неоколониализма. В работе рассматривается история возникновения термина «неоколониализм», а также основные особенности неоколониализма XXI в., среди которых: трансформация характера, форм и методов колониального влияния, изменения его масштаба. Обозначены основные причины интереса к проблематике неоколониальных исследований, включая общую смену исследовательской оптики, появление новых форм колониальной зависимости и др. Указаны предпосылки появления исследований неоколониализма в социологической науке. Анализ зарубежных исследований демонстрирует, с одной стороны, сохранение интереса к традиционным темам, связанным с колониальным наследием в африканских странах, поскольку именно они по-прежнему находятся в наиболее уязвимом положении в сравнении с другими бывшими колониями, с другой стороны - выход на более широкую тематику, связанную с культурным неоколониализмом в условиях глобализации, а также превращением технологий в инструмент колониального влияния. Современные отечественные исследования неоколониализма обладают своей спецификой, выраженной, во-первых, в доминировании экономической трактовки неоколониализма, во-вторых, они часто посвящены изучению взаимосвязи неоколониализма с глобализацией и капитализмом, в-третьих, в работах отечественных авторов особое внимание уделяется положению России в системе глобального неоколониализма. На основе проведенного анализа научного дискурса авторами разработана типология форм неоколониализма, в рамках которой все формы делятся на две большие группы - традиционные и новые. К традиционным формам относятся, прежде всего, экономический и политический неоколониализм. К новым - культурный и образовательный неоколониализм. Интенсификация процесса цифровизации и возрастание экологических рисков в начале XXI в. позволяют говорить о том, что все большее значение приобретают и такие формы неоколониализма, как экологический и цифровой. Особое внимание в статье уделяется экологическому неоколониализму как новой, особой его форме. Рассмотрены также причины возрастания интереса к нему и его влияние на политическую и экономическую сферы. Обсуждается тезис превращения зеленой повестки в новую форму идеологии, при помощи которой страны «большой семерки» реализуют выгодную им политику. Авторами сделан вывод о необходимости выявления конкретных интересов и ценностей, стоящих за современными экологическими инициативами.

Сохранить в закладках
ДИНАМИКА СОБЫТИЙНОЙ СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В РОССИИ (2024)
Выпуск: Том 15 № 3 (2024)
Авторы: Андреенкова Анна Владимировна, Медведева Анна Александровна

В статье представлены результаты сравнительного анализа жизненно-событийной структуры поколений россиян на основе эмпирических данных Российского социального исследования (РСИ) волна 9, сопоставимого с ESS. Анализ показал, что календарь жизни ныне живущих поколений россиян довольно сильно структурирован - события происходят в определенные и довольно узкие интервалы времени и в определенной последовательности. Особенностью календаря жизни в России является высокая концентрация всех базовых событий первой фазы взрослой жизни на узком интервале времени, короткий период вступления во взрослую жизнь. События поздней стадии жизни показывают большее хронологическое разнообразие и сценарную вариативность. Были обнаружены значимые различия в жизненно-событийной матрице поколений в России, среди которых увеличение среднего возраста наступления почти всех базовых жизненных событий, расширение границ возрастных жизненных этапов, удлинение пути взросления и перехода от зрелости к старости, а также диверсификация жизненных сценариев в профессиональной и семейно-брачной сферах. При сравнении индексов стандартизированности основных событий между поколениями был выявлен тренд на дестандартизацию жизненных путей - в старших поколениях уровень сходства значительно выше, чем среди молодых поколений. Основные изменения пришлись на поколение 1970-1979 гг. и ускорились в следующем поколении 1980-1989 гг. Возможными причинами могут быть макродемографические факторы, а также изменения в социально-экономических и исторических условиях, переход к постиндустриальному обществу. Тренд на дестандартизацию жизненных путей в старших поколениях затронул в первую очередь людей с более высоким уровнем образования, а в более молодых приобрел более широкий социально-классовый характер, гендерные различия стали проявляться в поколении 1980-х. Авторы выдвигают предположение, что увеличение дестандартизации жизненных путей может иметь разнонаправленные социальные и индивидуальные последствия. С одной стороны, новые возможности для развития, построение жизненного пути с учетом индивидуальных особенностей, талантов и желаний, большая гибкость жизненных траекторий, снижение нормативности и социального давления. С другой стороны, это может привести к росту неопределенности, социального напряжения, увеличению неравенств, углублению конфликта «отцов и детей», что повысит в обозримом будущем социальные риски.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА СЕВЕРА И ЮГА: О ВОЗМОЖНОСТЯХ СОПОСТАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ НЕРАВЕНСТВ В ИТАЛИИ И РОССИИ (2024)
Выпуск: Том 15 № 3 (2024)
Авторы: Коломиец Вячеслав Константинович

В статье рассматривается вопрос о возможностях и научных перспективах компаративных исследований межрегиональных различий и неравенств в России и Италии. Эти страны, находящиеся на значительном удалении, принадлежащие к разным географическим зонам, культурным средам и цивилизационным ареалам, заметно различаются по своему мировому статусу. Несмотря на самоочевидность этих страновых различий, они вот уже длительное время воспринимаются и в российской, и в итальянской исследовательской традиции как страны, подлежащие сопоставлению. Они выступают друг для друга - и в немалой степени по причине тех же самых различий - в качестве концептуального ресурса, элемента внешней среды и внешнего окружения, источника и фактора развития. Эта их сопоставимость имеет свое региональное измерение. Она распространяется на область исследований межрегиональных неравенств противоречий, рассматривающих диалектику «центр - регионы» и образующих в плане методологии исследования особое компаративистское направление. Настоящее исследование представляет собой экскурс в область историко-социологической и политической регионалистики. Автор оценивает достижения и результаты, полученные отечественными и итальянскими авторами, а также перспективы научных разработок в данной области. Межрегиональные неравенства, неизбежные для Италии, оказавшейся в числе стран, «пришедших вторыми», имея в виду их относительно позднее приобщение к техногенной цивилизации, обрели смысл и значение общенациональной проблемы. Почти с момента возникновения единой итальянской государственности она известна как южный вопрос. Дихотомия «Север - Юг» в Италии является воплощением региональных различий, диспропорций, противоречий. Она отразила в себе коллизию между унификацией традиционалистских общественных укладов и потребностью в сохранении их разнообразия. Эта дихотомия примечательным образом словно бы предвосхитила одноимённую формулу новейшего времени, которой обозначаются деление и раскол современного глобального мира на богатые северные и бедные южные страны. В концептуальных схемах вариативности, то есть, с одной стороны, единства и сходства, а с другой - различий между Россией и Италией, в том числе и в области компаративной регионалистики, долгое время преобладали контрастные сравнения, которым более или менее правомерно приписывался константный характер. Эта устоявшаяся картина вариативности претерпела существенные видоизменения в процессе эрозии политических субкультур как левого, так и правого толка, секуляризации и рационализации общественного сознания. Автор приходит к выводу, что на примере Италии можно видеть, как архаические социальные практики могут сочетаться с современными технологиями, и это может порождать весьма причудливые социальные коллизии.

Сохранить в закладках
ГАЛИЧИНА И ДОНБАСС КАК ИДЕАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЫ (2024)
Выпуск: Том 15 № 3 (2024)
Авторы: Косов Геннадий Владимирович, Ярмак Ольга Валерьевна, Гарас Людмила Николаевна

В данной статье рассматриваются идеальные модели региональной идентичности на Украине - Галичина и Донбасс. Подчеркивается, что Украина, став суверенным государством и появившись на политической карте мира в 1991 г., столкнулась с проблемой ярко выраженной мозаичности регионов. Отдельные регионы включались в состав Украины уже оформившиеся как самобытные целостности с устойчивыми особенностями культуры и способом жизни населения. Авторы акцентируют внимание на том, что на территории Украины сосуществовал целый ряд территориальных комплексов достаточно слабо связанных между собой, а подчинение их различным государствам в силу частого изменения границ, обуславливало их сложное взаимодействие. Процессы изменения политической принадлежности регионов актуализируют идентификационный вопрос, а идентичность в таких условиях превращается в некого демиурга действительности и может выступать главным, а иногда и единственным источником смыслов. Провозглашение независимости Украиной актуализировало исторически сформировавшиеся противоречия, ранее существующие преимущественно латентно. В статье доказывается наличие социокультурных регионов, своеобразных этнотерриториальных сообществ, создающих континуум с ярко выраженной дихотомией - Донбасс и Галичина. Начиная с первых лет независимости Украины, в сознание граждан активно внедрялся образ новой независимой страны как великой европейской державы, становлению которой всегда мешала и продолжает мешать Россия. То есть продвигался проект, в основу которого был положен галицийский национализм (с подчеркнуто русофобской основой) и концепция «титульной украинской нации». В свою очередь, регионалистские настроения на Востоке Украины показали, что региональная идентичность может обладать большим потенциалом для социальной интеграции граждан. Начиная с 1990-х годов Донбасс нередко выступал в качестве объекта преднамеренно «иного» со стороны украинской политической и культурной элиты, что являлось контрастным фоном в контексте практик национального строительства Украины. Авторы приходят к выводу, что формирование украинской национальной идентичности осуществлялось весьма противоречиво и характеризовалось ярким доминированием региональной идентичности на Востоке Украины на фоне тотального продвижения Галицийского проекта, причем с 2014 г. его продвижение осуществлялось именно вооруженным путем. Однако, насильственное стремление нивелировать региональную идентичность жителей Востока Украины запустило процесс сецессии региона - самопровозглашение ДНР и ЛНР и их последующее включение в 2022 г. в состав Российской Федерации.

Сохранить в закладках
ПРАВОСЛАВНЫЙ АКТИВИЗМ В ВОСПРИЯТИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА: ОСНОВНЫЕ ФРЕЙМЫ (2024)
Выпуск: Том 15 № 3 (2024)
Авторы: Богатова Ольга Анатольевна, Долгаева Евгения Ивановна

В данной статье представлены результаты качественного социологического исследования православного социального активизма и его социальных последствий, предпринятого авторами в рамках научно-исследовательского проекта «Социальные проекты Русской Православной Церкви». Анализ взаимного восприятия православных активистов и остального населения региона в аспекте реализации православных социальных инициатив позволяет выявить четыре основных фрейма восприятия в зависимости от степени осведомленности светских субъектов об их деятельности и установок на взаимодействие либо уклонение от него: партнерский, клиентский, стереотипизирующий и критический. Партнерский фрейм характеризуется различной степенью заинтересованности постоянных и ситуативных (эпизодических) партнеров, клиентский - восприятием православных благотворительных организаций и групп помощи в качестве субститутов государственных учреждений социальной защиты или образования и преимущественным непринятием во внимание их религиозной специфики. Стереотипизирующий и критический фреймы, основанные на установке на дистанцирование от взаимодействия с православными активистами и различающиеся в зависимости от степени осведомленности от их деятельности, можно рассматривать в качестве форм негативной самоидентификации невоцерковленной или слабо воцерковленной частью регионального социума своей светской субъектности по отношению к православным активистам как носителям альтернативных ценностей и образа жизни. Стереотипизирующий фрейм характерен для граждан, не осведомленных о внекультовой деятельности активистов (включая как неверующих, так и верующих, идентифицирующих себя в качестве православных), критический - для разочарованных активистов.

В качестве ограничения для институционализации православной социальной деятельности авторы выделяют негативное отношение потенциальных волонтеров и активистов к установке на их воцерковление как подчинение религиозной. Тенденция к усвоению православных семейных ценностей и образа жизни характерна лишь для части сотрудников партнерских государственных организаций, должностные обязанности которых связаны с реализацией социального проекта повышения рождаемости. В целом отношение к православным инициативам невоцерковленных или слабо воцерковленных клиентов, партнеров, потенциальных или бывших активистов характеризуется направленностью на разделение религиозной и социальной активности и отсутствием готовности к подчинению религиозной дисциплине во внекультовой сфере.

Сохранить в закладках
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В МЕДИА ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА (2024)
Выпуск: Том 15 № 3 (2024)
Авторы: Авксентьев Виктор Анатольевич, Иванова Светлана Юрьевна, Шульга Марина Михайловна

В статье представлены результаты контент-анализа региональных СМИ, который проводился в рамках пилотажного исследования разработанной авторами методики анализа проблем и перспектив формирования общероссийской идентичности на Северном Кавказе. Целью исследования было определение структуры и содержания репрезентаций этнополитической ситуации на Северном Кавказе в медиа-пространстве региона. Актуальность этнополитической проблематики на Северном Кавказе обусловлена тем, что это - регион-фронтир, который в силу своего географического положения, этнических, религиозных и культурных особенностей является ареной различных внутренних и внешних вызовов. Мониторинг этнополитической ситуации является важным направлением исследований как в теоретическом, так и в практическом плане. Одна из технологий такого мониторинга - анализ репрезентаций этнополитической ситуации в политическом дискурсе региона. Политический дискурс региональных медиа представляет собой тематически сфокусированную, социально обусловленную систему новостных, аналитических, прогностических материалов в региональных СМИ, выстраивающую политическую картину мира. Репрезентации - содержание информационных сообщений на медиа ресурсах субъектов РФ на территории Северного Кавказа. Документальную базу исследования составили 1656 информационных сообщений, размещенных на ведущих информационных порталах и в неэтнических медийных СМИ субъектов РФ на территории СКФО в апреле-июне 2023 г. Было определено пять смысловых категорий анализа: 1) используемые практики укрепления общероссийской идентичности; 2) политизация этничности; 3) влияние зарубежных диаспор северокавказских народов; 4) угрозы и риски в сфере гуманитарной безопасности; 5) угрозы и риски в сфере социально-политической безопасности. Анализ репрезентаций этнополитической ситуации в политическом медиадискурсе региона позволил определить какую картину мира создают, конструируют региональные медиа: 1) преобладает позитивный контент о новых практиках формирования общероссийской гражданской идентичности в регионе, новых традициях и ритуалах, связанных с героями СВО; 2) потенциальные риски дестабилизации общественно-политической ситуации на Северном Кавказе связаны с влиянием информационной войны на население, прежде всего, молодежь; ростом угроз активизации экстремистской и террористической деятельности; проблемами религиозной безопасности в регионе, которые представлены в медиапространстве весьма фрагментарно.

Сохранить в закладках
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК РОССИЯН (2024)
Выпуск: Том 15 № 3 (2024)
Авторы: Шереги Франц Эдмундович, Приведенцева Ольга Сергеевна

В данной статье представлен метод прогнозирования тенденций изменений массового сознания в аспекте жизненных установок, т.е. тех ценностей, сообразно с которыми люди стараются строить свою жизнь. В современной прикладной социологии успешно используется прогноз электорального и потребительского поведения граждан. Временной лаг достоверности прогноза: для электорального поведения - 4-5 недель, потребительского поведения - до года. Прогноз на 10-20 лет практикуется в основном в демографии. Прогнозировать изменения массового сознания, базирующегося на ценностных установках граждан, сложнее. Если предположить, что развитие государства проходит эволюционно, тогда сочетание эвристических и математических методов позволяет сделать прогноз тенденций изменения установок населения в возрасте 40 лет и старше, как базовых для экономического и политического функционирования государства. В методическом плане в статье предложена процедура прогноза только тенденций, без претензии на высокую точность числовых показателей, при обязательном учете слабой изменчивости базовых числовых показателей, измеренных по состоянию на 2024 г. Для прогноза тенденций использованы данные общероссийского репрезентативного социологического исследования, аккумулированные в интегральные индексы, а также (при помощи факторного анализа) в вербальные конструкты. Сочетание этих методов позволило сделать в целом устойчивый 20-летний прогноз тенденций изменения жизненных установок россиян. Инструментом детализованного прогноза являются индексы как интегрированные показатели интенсивности и направленности тенденции, а обобщенного прогноза - вербальные конструкты, сформированные на основании факторного анализа. Выбор предмета прогноза основан на гипотезе о том, что «катализатором» жизненных установок являются три составляющие жизнедеятельности: выбираемая индивидом жизненная траектория, включающая предпочитаемые им виды жизнедеятельности; идентификация индивида с референтными группами как контактной средой, механизмом ценностной коммуникации и самореализации; выбор индивидом форм социального поведения в опоре на основные моральные принципы жизнедеятельности людей. Эти три аспекта жизнедеятельности населения являются не только социально (филогенетически), но в большой степени и биологически (онтогенетически) обусловленными, поэтому отличаются высокой устойчивостью, что позволяет говорить об устойчивости среднесрочного прогноза тенденций в интервале до 20 лет. Таким образом, в статье предложен опробованный в прикладном социологическом исследовании комбинированный метод среднесрочного прогноза установок социальных групп в ситуации, когда не проводятся повторные исследования для выстраивания динамического ряда эмпирических показателей. Приводимый в статье прогноз оперирует с показателями, важными для учета в практике среднесрочного планирования социальной политики государства.

Сохранить в закладках
ОПЫТ МУЗЕЙНОЙ СОЦИОЛОГИИ: МУЗЕИ И ОБЩЕСТВО (2024)
Выпуск: Том 15 № 2 (2024)
Авторы: Андреев Андрей Юрьевич, Григорьева Екатерина Александровна

Данный текст содержит краткое изложение содержания монографии и основанные на ее тексте размышления авторов о музее в социологической и исторической перспективе. В рассматриваемой в данной рецензии работе представлены результаты комплексного анализа деятельности Русского музея (г. Санкт-Петербург) за 25 лет в ее соотнесении с широким социальным и историческим контекстом. В монографии также предпринята попытка выхода за рамки классических исследований музейной аудитории, сводящихся в первую очередь к построению социально-демографического портрета посетителя и зачастую ограничивающихся им. Рецензируемая монография содержит глубокий анализ взаимоотношений музея и общества не только с позиции самого музея, что характерно для большинства музейных исследований, но и с точки зрения зрительской аудитории, и, что наиболее ценно, с позиций государства. На примере исследования посетителей Русского музея В. Н. Козиев и Е. В. Потюкова стремятся выявить влияние меняющихся политических и социальных ландшафтов на эволюционную траекторию и механизмы функционирования музейных институтов в разные исторические периоды. Авторы рецензии же критически рассматривают методологию, лежащую в основе исследования, но подчеркивают ряд ценных для социальных наук положений монографии, требующих дальнейшего изучения и разработки. Примечательна выдвинутая в монографии гипотеза, что конфигурация и распределение художественного капитала в обществе в некоторой степени совпадают с демографической структурой музейных посетителей, которая хоть и имеет ряд ограничений, очерчивает линию представленного исследования. При заметном отставании отечественной практики социологического изучения музейной аудитории и самого музея как социального института от западного корпуса исследовательских практик в области музейного дела рецензируемая монография заслуживает пристального внимания со стороны исследователей, поскольку не только отвечает, но и ставит новые исследовательские вопросы. Дальнейшее изучение музейных практик и музейной аудитории позволило бы выявить особенности и тенденции развития музейного дела в современной России в эпоху широкого распространения цифровых технологий и поиска музеями своего предназначения в современных условиях.

Сохранить в закладках
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИК КОРЕННОГО МАЛОЧИСЛЕННОГО НАРОДА ЭВЕНКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ" (2024)
Выпуск: Том 15 № 2 (2024)
Авторы: Круглик Полина Андреевна, Кобзева Анна Сергеевна, Кашпур Виталий Викторович

Данная статья посвящена проблеме репрезентации повседневных практик коренного малочисленного народа эвенков в социальной сети «ВКконтакте». В результате исследования были выявлены и категоризированы представленные в социальной сети «ВКонтакте» повседневные практики коренного малочисленного народа эвенков. В работе протставлен разработанный авторами классификатор контента, репрезентирующего повседневные практики эвенков. Разработанный в ходе исследования классификатор тематик контента может быть использован в качестве основы для дальнейших аналогичных исследований.

Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые тематика репрезентации повседневных практик изучается с применением методов анализа больших данных. Результаты проведенного анализа были сопоставлены с теорией Дж. Мейера о культурной стандартизации, как об одном из последствий глобализации.

Исследование позволило сделать вывод о том, что повседневные практики эвенков активно репрезентируются в сообществах социальной сети «ВКонтакте». Каждая из категорий практик - быт, досуг и труд - репрезентируется в социальной сети «ВКонтакте» приблизительно в равных долях: 31, 34 и 35%. Кроме того, повседневные практики были классифицированы с точки зрения их локальности или глобальности и подсчитан процент постов, относящихся к каждому из классов - 47% локальные и 53% глобальные.

Полученные в ходе исследования результаты не согласуются с теорией Дж. Мейера о последствиях глобализации: эвенки не теряют связи со своей локальной культурой и идентичностью, реконструируя ее в контенте социальных сетей. Таким образом, анализ контента эвенкийских онлайн-сообществ показал как наличие запроса на сохранение эвенками своей самобытности и традиционного образа жизни, так и их включенность в практики глобального современного мира, что не соответствует тезисам Мейера о поглощении глобальной культурой локальных повседневных практик.

Сохранить в закладках
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОТЕНЦИАЛ МЯГКОЙ СИЛЫ (2024)
Выпуск: Том 15 № 2 (2024)
Авторы: Андреев Андрей Леонидович, Андреев Иван Андреевич

Представленная статья посвящена комплексной характеристике концептуальных, институциональных и технологических аспектов российской стратегии наращивания и использования так называемой мягкой силы. Авторы исходят из того, что будущее России как мировой державы существенным образом зависит от ее способности генерировать и наращивать импульсы мягкой силы (a soft power). В статье описана динамика процесса переформатирования потенциала мягкой силы России, начиная с момента крушения СССР в 1991 г. и до сегодняшнего дня. Авторы указывают, что ныне существующее государство Российская Федерация, будучи государством - продолжателем СССР унаследовало основные компоненты мягкой силы последнего, в том числе его авторитет в сфере науки и культуры, статус одного из основателей ООН, разветвленную сеть связей в интеллектуальных и политических элитах различных стран т.д. Однако изменения, которые произошли в стране в 1990-е гг., существенно повлияли на образ России в восприятии населения других стран, равно как и самих россиян. В статье показано, что, вопреки положениям и выводам, вытекающим из разработанной американским политическим теоретиком Дж. Наем концепции мягкой силы, проводившаяся в 1990-е гг. политика сближения с «цивилизованным миром», не привела к росту влияния России, но имела скорее обратный эффект. Фактически это влияние снизилось до исторического минимума. И лишь с начала 2000-х гг., параллельно укреплению политических основ российской государственности, ситуация стала меняться к лучшему, начался процесс восстановления тех факторов «мягкого» влияния, которые могла использовать Россия. В статье представлен развернутый обзор основных составляющих этого процесса, на основе эмпирических данных дается характеристика соотношения позитивных и негативных мнений о России в различных странах и на разных континентах. Также авторами даются рекомендации по совершенствованию стратегии формирования и использования мягкой силы современной России. В частности, в этой связи авторы статьи обращают внимание на ключевое значение всесторонней проработки образов будущего и концептуальных основ теории социально-исторического развития, соответствующей многоплановым вызовам XXI века.

Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ И ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ (2024)
Выпуск: Том 15 № 2 (2024)
Авторы: Ивченкова Мария Сергеевна, Буханский Илья Игоревич

Статья посвящена теоретико-методологическому анализу работ российских социологов, занимавшихся исследованием патриотизма. Целью теоретической исследовательской работы является попытка выработки методологического аппарата для конструирования конкретного социологического исследования патриотизма в современном российском обществе через систематизацию ключевых подходов к интерпретации понятия патриотизма, анализа типологий этого явления и осмысления имеющихся методологических наработок в эмпирических исследованиях патриотизма.

Инициирующим шагом погружения в обозначенный дискурс стало обращение к определениям патриотизма. Анализ работ российских социологов позволил выделить четыре схожих по содержанию групп определений, где патриотизм понимается как эмоциональное чувство, социальное чувство, ценность и государственный ресурс. Разнообразие трактовок патриотизма порождает разнообразие типологий патриотизма, выявляемых в ходе исследовательской рефлексии. Методологический интерес представляет классификация патриотизма, предложенная проф. И. А. Халий в рамках деятельностно-активистской парадигмы. Авторы статьи, обращаясь к широкой вариативности типов патриотизма, отдельное внимание уделяют лжепатриотизму как самостоятельному явлению, нашедшему отражение в дискурсе социологической науки.

Проведенное теоретическое исследование позволяет сформулировать авторское определение патриотизма. Патриотизм понимается как ощущение индивидом своего вхождения в некоторое надындивидуальное единство, выполняющее идентификационную и интегративную функции и представленное в 1) отношении, т. е. эмоциональной стороне данного вхождения, 2) осознании, т. е. понимании этой идентификации как ценности, а также 3) деятельности, т. е. отстаивании ее в виде действий, направленных на защиту компонентов единства, общих для всех его членов.

Сложность операционализации понятия патриотизма заключается не только в разнообразии исследовательских подходов, но в понимания патриотизма в массовом сознании современных россиян как многовариантного и неоднозначного, что находит отражение в имеющемся массиве эмпирического материала. Проанализированные методологические основания эмпирических исследований позволяют сделать вывод о перспективности применения аксиологического подхода при социологическом исследовании патриотизма с дополнением его аспектами идентификационной и социокультурной составляющих, базирующейся на определении патриотизма как значимой для личности ценности и ориентированный на интерпретацию патриотизма в сознании личности посредством понимания причин формирования той или иной его формы.

Сохранить в закладках